Доля социального сиротства остается значительной. Откуда появляются дети в детских домах?


сиротаПричины у всех разные… Вот одна из таких печальных историй.

Кукушка

…Сначала у Светланы все было не хуже, чем у других. Вышла замуж, родились дети, была работа, свой дом. Все закончилось в одночасье – муж нашел себе другую и поменял место жительства. Нет, женщина не ударилась с горя во все тяжкие, не запила, продолжала работать и воспитывать детей. А вот перед новой любовью не устояла – продала дом и вместе с ребятишками перебралась к суженому. Но любовь вдруг обернулась не лучшей стороной. Избранник Светы пил, дебоширил, бил ее «до черноты». Очередное избиение закончилось тем, что она потеряла ребенка, которого в ту пору носила под сердцем, надеясь «Вот рожу любимому свое, родное дитя, и все у нас будет хорошо». Но стало совсем плохо. Вернувшись из больницы, женщина не смогла больше жить под одной крышей с извергом и ушла. А идти-то особо было некуда, свое жилье продано. Вернулась с ребятишками к матери и отчиму, и потянулись тоскливые будни. Скрашивать их помогало проверенное средство – сто грамм с друзьями и подружками, плавно перетекающие в многодневные загулы. А дальше – по давно проторенной сотнями других кривой дорожке. Сначала Светлана потеряла работу, а сейчас у нее забрали детей. Временным пристанищем для них стала районная больница. Здесь Таню и Витю готовят к отправке в социальное учреждение. Мера эта временная: вот одумается мама и заберет. А если нет?! Тогда армия социальных сирот при живых родителях пополнится еще двумя искалеченными детскими душами.

В детском доме хорошо, но с мамой – лучше

На сегодняшний день в Поспелихинском коррекционном детском доме проживают 23 ребенка, из них 21 – социальные сироты. Их воспитанием занимаются 18 педагогов, которые работают в учреждении со дня его основания. За эти годы сплоченный коллектив выпустил около 150 ребят. Директор детдома Николай Кравчук может рассказать, как сложилась жизнь каждого из них. И дело даже не в том, что сотрудники учреждения по закону контролируют своих выпускников до 23 лет. Просто ребята сами звонят и пишут, обращаются за помощью и спешат поделиться радостью с теми, кто заменял им родителей.

У большинства выпускников Поспелихинского детского дома жизнь складывается удачно. И тому есть примеры, это подтверждающие: Екатерина Дулина, закончившая сначала колледж, а затем и педагогический университет, выбрав профессию воспитателя детского дома, сейчас трудится в Троицком районе, где и проживает вместе с семьей; Алексей Карданец — примерный семьянин и хороший труженик, проживающий сейчас в Петропавловском районе, и другие. По итогам, подведенным за последние пять лет, из 21 выпускника 8 учатся в среднеспециальных и высших учебных заведениях (двое, окончив колледжи, поступили в вузы), остальные получают образование в профессиональных училищах края. Это хорошие показатели, тем более что, по мнению Н.Кравчука, многие из ребят, возможно, не закончили бы и школу, оставшись в тех семьях, из которых их забрали социальные службы. Что немаловажно: за этот период ни один из них не вступил в конфликт с законом. Все ребята находятся на контроле у сотрудников детского дома. На каждого из них, так же как и на детей, которым в скором времени предстоит выпускаться, составлена индивидуальная программа социализации. В помощь успешной реализации себя во взрослой жизни этим ребятам направлена и федеральная целевая программа «Россия без сирот», принятая в 2013 году. Больших новшеств в сопровождение выпускников социальных учреждений она не внесла, зато усилила основные моменты — контроль стал жестче и более детальный. Теперь за каждым выпускником закрепляется конкретный ответственный, будь то директор или воспитатель. Также в рамках этой федеральной программы налажена совместная работа с общественностью — советом молодежи (района и села),  советом ветеранов и Общественным советом при полиции. На каждую структуру возложена своя задача, которая в конечном итоге преследует одну цель — помочь выпускникам детского дома найти достойное место в жизни.

Справочная

Для детей, оставшихся без попечения родителей, существует две формы семейного устройства: усыновление и опека плюс разновидность опеки – приемная семья.

Усыновление. Ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Материальная поддержка. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание с 1 января 2014 года составляет 13741 руб. 99 коп., с учетом районного коэффициента — 16490 руб. 39 коп. Из средств краевого бюджета так же однократно выплачивается 20 000 рублей.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого из них.

Опека (попечительство) – самая распространенная в России форма устройства ребенка в семью. Опекун берет на себя обязанности по содержанию, воспитанию и образованию воспитуемого. При этом ребенок сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности), право собственности на жилое помещение.

Материальная поддержка. На подопечного ежемесячно выплачивается пособие, размер которого в 2014 году составляет 8036 руб. 40 коп., данные денежные средства расходуются опекуном только в интересах ребёнка.

Приёмная семья – разновидность опеки.

Это попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. Последние наделяются правами и обязанностями опекуна.

Материальная поддержка. На содержание ребёнка выплачивается пособие, которое в 2014 году составляет 8036 руб. 40 коп.  Приёмный родитель за свой труд получает вознаграждение за каждого принятого на воспитание ребёнка, которое в 2014 году составляет 4294 рубля 8 копеек.

Полную информацию по семейному устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смотрите на сайте Комитета по образованию Администрации Поспелихинского района в разделе «Опека и попечительство».

Материал Н. Мжачих и И. Лаас

Просмотров: 375