«Не плачь»: Что нельзя говорить человеку, попавшему в беду


Каждый может оказаться в экстремальной ситуации. Стремление помочь — это естественное желание человека. О том, как сделать это правильно, рассказывает Вероника Чехменок, начальник отдела Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Как чаще всего пострадавшие реагируют на происшествие?

Вероника Чехменок: Все зависит от того, насколько человек включен в ситуацию, насколько она для него значима. Двое смотрят на горящий дом, но по-разному реагируют на это, потому что один из них — хозяин этого дома, а второй просто проходил мимо. Также важно, происходило ли что-то подобное в жизни человека ранее. Если он переживал уже похожие эмоции, то у него есть опыт и знание, как справиться со случившимся.

Из возможных реакций человека на чрезвычайную ситуацию — истерика, агрессия или апатия, страх — самая адаптивная это слезы. Когда человек плачет, это нормально, и не нужно ничего делать, чтобы это остановить.

Человек, который попал в неожиданную стрессовую ситуацию, в первую очередь испытывает шок: он потрясен, растерян, дезорганизован. Действия, которые могут помочь в такой момент — дать понять, что он не один, что он в безопасности (либо помочь ему перейти в безопасное место).

Не говорите фразы, обесценивающие состояние человека: «соберись, ты же мужчина», «у меня еще и не такое случалось»…

В самый острый момент переживаний важно дать человеку ощущение, что его слушают, понимают, дают ему возможность выразить чувства, которые его переполняют. После эмоционального реагирования человек обретает способность к совершению более рациональных и целенаправленных действий, он может использовать свои собственные внешние и внутренние ресурсы для того, чтобы совладать с ситуацией.

Есть ли особенности в реакции на ЧП взрослого, ребенка, мужчины и женщины?

Вероника Чехменок: Конечно, личностный смысл, особый для каждой категории, будет влиять на переживание того, что происходит. Дети, например, во многом ориентируются на эмоциональные реакции важных для них взрослых. Поэтому, когда мы видим, что на месте происшествия есть дети, то начинаем работу с родителей — стабилизируем их психоэмоциональное состояние, объясняем, как оно может повлиять на состояние ребенка. А затем уже работаем с ребенком и выясняем, как сильно событие травмировало именно его.

В случае стресса истероидные реакции чаще присущи женщинам, агрессивные — мужчинам. Именно мужчинам, как более деятельным, через поступки нужно сбрасывать напряжение, и агрессия это как раз та эмоция, которая позволяет предпринять активные действия. Наша задача, направить эту энергию в «мирное русло».

Можно ли эмоционально подготовиться к экстремальной ситуации заранее?

Вероника Чехменок: Не всегда люди, которые в жизни собраны и организованы, могут так же оперативно и эффективно сориентироваться в экстремальной ситуации. Они ожидают от себя правильных и быстрых действий, а когда этого не получается, испытывают чувство вины от того, что оказались не готовы. Наша задача снизить у таких людей градус требований к себе, объяснить, что не все зависит от них. Кроме того, даже самая прогнозируемая ситуация всегда наступает неожиданно и подготовиться к ней в эмоциональном плане практически невозможно.

Чего ни в коем случае нельзя говорить оказавшемуся в критической ситуации человеку?

Вероника Чехменок: Лучше избегать таких советов, как «не плачь». Не говорить фразы, обесценивающие состояние человека: «соберись, ты же мужчина», «у меня еще и не такое случалось»… Если пострадавший испытывает определенные эмоции, значит сейчас ему это нужно. Если он в истерике, значит, по-другому он никак свое напряжение сбросить не может — его тело и психика в экстремальной ситуации откликаются именно так. Нужно создать условия для того, чтобы переживаемая человеком реакция на стресс состоялась, принимая меры к тому, чтобы это было безопасно для самого человека и для окружающих.

Если говорить про приемы, которые мы часто видим в кино — облить водой, ударить по щеке — то важно помнить: это эффектно выглядит только на экране. В жизни так делать не нужно, так как это, с одной стороны, обесценивает переживания пострадавшего, а с другой — может спровоцировать агрессивную реакцию. Да и окружающие могут не понять, что вы, таким образом, пытались оказать помощь.

Кроме того, очевидец происшествия в первую очередь должен думать о собственной безопасности. То есть, если вы видите агрессивно настроенного человека, и не знаете, как помочь, то лучше не подходить к нему.

Вся информация о том, как быть эффективным в ситуации, когда есть потребность в психологической поддержке, есть на сайте МЧС России и она доступна для всех.

Источник

comments powered by HyperComments
Просмотров: 32