-
Человек и общество
Советы кредитного юриста: что делать, если посторонний получил доступ к «забытой симке»?
31 января 2017 |
Почему так много «забытых симок» попадают к третьим лицам?
В России отмечается увеличение числа продаж операторами сотовой связи «бэушных» сим-карт с персональными данными бывших владельцев. Эксперты «Банки.ру» говорят о тысячах случаев в масштабах страны.
В последнее время операторы резко сократили срок поддержки карт с нулевым или отрицательным балансом. В ряде случаев речь идет о трех месяцах, а в среднем по рынку — о полугоде. Часто сим-карта стоит в телефоне второй, человек с нее не звонит и не пишет, а использует только для регистрации в разных учреждениях. И, положив на счет небольшую сумму, больше не пополняет. После обнуления баланса операторы в соответствие с внутренними инструкциями отключают номер и передают «симку» в продажу. Новый покупатель может получить данные мобильного банка, доступ к счету бывшего владельца и т.д.
Как банк может проверить принадлежность сим-карты?
Способ противодействия проблеме, как отмечают эксперты, весьма прост — проверка ICCID (физического идентификатора сим-карты). При этом банк заключает договор с операторами связи, которые поставляют ему в реальном времени данные о том, на какую физическую сим-карту будет отправлена SMS, и, если идентификатор отличается от той, что в базе данных, одноразовый пароль не придет.
Но у такой способа есть недостатки. Во-первых, банк может не обмениваться данными с каким-то определенным оператором связи. Например, с тем, который только что вышел на рынок услуг связи, или с тем, который не используется в регионе работы банка. В этих случаях не будет проходить проверка, сим-карт и банк не сможет отследить их смену.
Вторая проблема — возможность клонировать сим-карты в результате атак на GSM/SS7, что позволяет клонировать сим-карту с сохранением ее физического идентификатора. Однако такого типа атаки сложны в эксплуатации и требуют специальной подготовки.
Что делать, если деньги через «забытую симку» все же сняли?
Алгоритм действий установлен федеральным законом «О национальной платежной системе». Как только клиент банка узнал о компрометации электронного средства платежа (украдена или утеряна карта, заблокирована сим-карта и т. п.), в тот же или на следующий день он должен сообщить об этом в банк.
При этом клиенту желательно нанести визит в отделение кредитной организации лично и написать заявление.
Во-первых, с момента поступления заявления банк начинает нести ответственность за мошеннические платежи, в которых используется скомпрометированное средство платежа.
Во-вторых, в некоторых конфликтных случаях клиенту необходимо иметь документированное подтверждение того, что он своевременно сообщил банку о компрометации средства платежа.
Все необходимые рекомендации по данному вопросу вы можете получить по телефону «горячей линии» Ассоциации: +7 (3852) 57-2000. Поэтому же номеру телефона можно заказать звонок нашего специалиста. За бесплатной консультацией можно обратиться по адресу: г.Барнаул, ул.Пролетарская, 131, офис 215
Еще больше ответов на вопросы по финансовым ситуациям граждан читайте на сайте ассоциации по защите прав заемщиков по адресу в сети Интернет.