О нюансах отношений между банками и держателями банковских карт


карты1 января 2014 года вступила в силу статья 9 Закона 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», которая налагает на банки ряд обязательств в части их работы с держателями банковских карт. Отныне они должны сообщать своим клиентам обо всех операциях, которые проводятся с их картами – будь то покупка, снятие наличных или поступление денег на счёт. При этом способы информирования могут быть разными – посредством sms-сообщений, электронной почты, банковского интернет-сервиса, банкомата. Кроме того, кредитные организации теперь обязаны возместить потери, если клиент сообщил, что деньги были списаны со счёта без его согласия. Причём сделал это не позднее суток с момента получения уведомления о совершённой операции. В возврате денег, впрочем, банк может и отказать – если докажет, что клиент нарушил определённые договором правила пользования пластиковой банковской картой. То есть сам оказался виноватым в случившемся.

Комментарии руководителей филиалов банков, открытых в Поспелихе:

Алексей Стабров («ВТБ 24»):

– Информирование наших клиентов через sms-сообщения о различных денежных операциях с использованием пластиковых карт осуществлялось и до 1 января текущего года. Это платная услуга, стоимостью 200 рублей в год, подключить которую может любой желающий. Бесплатно мы сообщаем только о зачислении заработной платы. В случае обнаружения клиентом списания денежных средств с банковской карты без его согласия в течение суток он должен поставить об этом в известность наш банк. Заявление будет отправлено в вышестоящие структуры и рассмотрено в течение 15 дней в рамках действующих процедур, указанных в Правилах предоставления и использования банковских карт «ВТБ 24». В случае несогласия клиента с принятым решением он может обратиться в суд.

Татьяна Шарафеева (Сбербанк):

– Основным способом информирования клиентов об операциях с использованием банковских карт является отчёт по счёту карты, который ежемесячно бесплатно предоставляется клиенту по его запросу в офисе Сбербанка. SMS-информирование в рамках Мобильного банка является дополнительной платной услугой, которая подключается по желанию клиента (само подключение бесплатно, его можно осуществить самостоятельно через банкомат). Таковой она осталась и после вступления в силу статьи 9 Федерального закона №161. Блокировка карты при отсутствии у клиента номера мобильного телефона не осуществляется. Хочу отметить, что Сбербанк предоставляет несколько альтернативных способов моментального получения информации о совершённых по карте операциям. В их числе отчёты по запросу через подключённую услугу «Сбербанк-онлайн», а также на адрес электронной почты клиента, если такое прописано в договоре. Все это, подчёркиваю, банк осуществляет бесплатно. Что касается информирования посредством sms-сообщений через Мобильный банк, то бесплатным оно является только для держателей пластиковых карт Visa Gold и Gold MasterCard. По прочим картам ежемесячно взимается абонентская плата в размере 30 или 60 рублей – в зависимости от их вида. Информацию о десяти последних операциях по банковской карте можно получить и через устройство самообслуживания, то есть банкомат, стоимость данной услуги 15 рублей. Пользуясь случаем, хотела бы обратить внимание наших клиентов на необходимость оперативного извещения банка в случае смены номера своего мобильного телефона.

Что касается несанкционированного списания средств с пластиковой карты, то по каждому факту, если таковые будут, на основании заявления клиента предусмотрено проведение служебного расследования и меры реагирования по его итогам. А во избежание подобных прецедентов пользователям банковских карт надо помнить о мерах предосторожности, чтобы исключить доступ к картам и к пин-кодам посторонних лиц.

 Татьяна Хомицкая (Россельхозбанк):

– Никаких проблем с уведомлением клиентов о совершённых платежных действиях с использованием пластиковых карт в нашем банке нет. Такая услуга предоставляется уже давно, то есть ещё до вступления в силу названной выше 9-й статьи. Единственное новшество заключается в том, что информирование о расходных операциях с этого года осуществляется в форме sms-уведомлений на бесплатной основе. Данную услугу можно подключить, обратившись в банк, либо самостоятельно посредством банкомата Россельхозбанка, следуя его «инструкциям». Что касается прочей информации – о приходных операциях, состоянии баланса, остатка средств на счёте и т.д., то данная услуга предоставляется дополнительно и платно – её стоимость составляет 45 рублей в месяц. Чтобы воспользоваться ею, клиенту следует лично обратиться к оператору нашего банка. По поводу возмещения денег, списанных со счёта без согласия владельца банковской карты, никаких инструкций на сей счёт от вышестоящих структур Россельхозбанка нам не поступало. В подобной ситуации, если она возникнет, будем руководствоваться Законом «О национальной платёжной системе» и существующими правилами пользования банковскими картами.

Материал В. Крутько

Просмотров: 373