Лучше сэкономить, чем украсть, лучше оплатить, чем задолжать


Просветительский семинар для журналистов по вопросам энергоснабжения и энергосбережения, организованный АО «Алтайэнергосбыт» и краевым Союзом журналистов, собрал этой осенью в Барнауле 25 представителей СМИ из Алтайского края и Республики Алтай.

Цель прошедшего и подобных ему мероприятий — привлечение внимания средств массовой информации к наиболее актуальным темам развития энергетической отрасли регионов. Кроме того, знания, донесенные посредством статей и пресс-релизов до массового читателя, способствуют внедрению энергосбережения в быту и на производстве.

В режиме диалога участники семинара обсудили развитие энергетической отрасли Алтайского края и Республики Алтай, внедрение технологий энергосбережения на производстве и в обыденной жизни, юридические основы работы энергетиков с должниками и ряд других важных тем.

Разговору журналистов и руководства «Алтайэнергосбыта» предшествовал презентационный видеофильм, рассказывающий не только о положении организации на энергетическом рынке, но и о том, как можно получать и оплачивать услуги онлайн, проверять правильность начислений не выходя из кабинета или дома: доступность услуг — один из основных постулатов деятельности компании.

Ниже плотность — выше стоимость

Учитывая, что большая часть клиентов «Алтайэнергосбыта» — сельское население, оплатить услуги можно не только с помощью новых технологий, но и «по старинке»: в клиентских офисах, через почту, Сбербанк и ряд других финансовых организаций, работающих в регионах. Там же, в фильме, упомянули и должников (не секрет, что долги населения за услуги, в том числе поставщикам электроэнергии, растут с каждым годом), отметив, что цель компании — не наказать неплательщиков, а создать условия для скорейшей оплаты долга. Добросовестных плательщиков, к слову, в конце года ожидает традиционный розыгрыш призов.

Начальник Управления розничных рынков электроэнергии «Алтайэнергосбыта» Алексей Батюк рассказал журналистам о приборах учета и способах начисления объема потребленной электроэнергии, а также о принципах взаимодействия на розничном и оптовом рынках электроэнергии. Одними из самых значимых участников рынка как раз и являются потребители — не только юридические лица, но и обычные граждане. А гарантирующие поставщики, к которым относится и «Алтайэнергосбыт», — своего рода посредники между потребителями и оптовым рынком (в него поступает вся электроэнергия, вырабатываемая в регионе), закупающие мощности, поставляющие электроэнергию в дома и на предприятия, взимающие плату и взыскивающие задолженности. В назначении цены за киловатт (а это один из самых актуальных вопросов для жителей нашей республики) такие компании, конечно, играют роль, но не самую главную: их деятельность регулируется федеральной и региональной властью и контролируется Федеральной антимонопольной службой. Высокая же цена в нашем регионе обусловлена не столько отдаленностью территории от таких источников электроэнергии, как ГЭС или ТЭЦ, сколько большой протяженностью сети в самой республике и малой плотностью населения. То есть пока электроэнергия десятки и сотни километров идет к маленькому селу или животноводческой стоянке, потери в сетях в силу объективных причин ощутимо увеличивают цену киловатта. И даже построенные в последние годы солнечные электростанции, снижая дефицит электроэнергии, не могут, к сожалению, повлиять на цену за свет.

Скупой платит больше, умный — меньше

Анастасия Солонцевая из отдела юридического сопровождения взыскания дебиторской задолженности раскрыла тему отношений потребителей и поставщиков электроэнергии (особенно в плане взыскания задолженностей) в свете новых веяний в законодательстве. В целях повышения платежной дисциплины значительно ужесточены законодательные нормы, особенно для тех «пользователей», что потребляют, а проще говоря, воруют неучтенную электроэнергию. Представленные коэффициенты и формулы, используемые при расчете неучтенной электроэнергии, наглядно показывают невыгодность обмана со стороны потребителей.

Инженер-проектировщик «Алтайэнергосбыта» Дмитрий Березиков представил современные способы энергосбережения и практику их внедрения в быту и на производстве, пояснив, что это позволяет экономить до 40 процентов электроэнергии, причем не только на предприятиях, но и в обычных жилых домах. Центр энергосбережения компании, где проходил семинар, оборудован специальными демонстрационными стендами, так что получился не просто рассказ, а целая экскурсия в мир новых технологий.

Один из представленных способов взаимодействия поставщика и потребителя — энергосервисный контракт. Такой договор предполагает, что компания устанавливает соответствующее оборудование за свой счет. Потребитель же после расплачивается за счет средств, сэкономленных на электроэнергии, — частями, в течение времени, оговоренного в документе. То есть размер ежемесячной платы за потребленную электроэнергию остается прежним плюс у заказчика появляются новое оборудование и возможность экономить в дальнейшем. Очень неплохая форма инвестиций. Для ряда пользователей, таких как небольшие муниципальные образования, это является и вовсе единственной возможностью не только повысить энергоэффективность, но и решить проблемы, например, с уличным освещением. Узнать подробнее о таком опыте можно в муниципалитете Рубцовска, который в свое время пошел именно по этому пути.

С помощью современных технологий, разумеется, есть возможность экономить электроэнергию не только непосредственно на приборах освещения, но и в системах отопления и других сферах быта и производства. Обо всем этом тоже рассказали журналистам.

В течение всего разговора представители средств массовой информации задавали конкретные вопросы, волнующие именно их читателей, и получали обстоятельные ответы. Беседа получилась очень познавательной и, что немаловажно, оптимистичной: решение проблем, нередко возникающих между поставщиками и потребителями, всегда возможно, для этого нужны обоюдное желание, исчерпывающая информация и диалог.

 

 

comments powered by HyperComments
Просмотров: 15