За все заплачено!


Медиа энергия алтай«Зачем призывают экономить электроэнергию, если ее производят как раз для того, чтобы продать и получить прибыль?» – такой вопрос недавно задал один из читателей нашей газеты. Абсолютно никого не хочется обижать, но такое отношение к проблеме энергосбережения лично мне кажется ошибочным и просто недальновидным на перспективу.

Из одного довольно авторитетного издания недавно узнал такой факт: возможность энергосбережения в нашем государстве практически равна объему экспортируемой из страны нефти и примерно в 10 раз больше энергии, вырабатываемой всеми атомными электростанциями (АЭС). Так что резервы для экономии у нас просто безграничные. Но россиянам, судя по всему, не до этих выкладок. Нам гораздо привычнее ходить днем с огнем и отапливать улицу. В общем, транжиры мы, каких поискать – и это, к сожалению, правда.

Современные люди вообще отличаются потребительским (в негативном значении этого слова) отношением к жизни. Уж слишком остро человек нацелен на получение удовольствия, на создание комфортных условий, на чисто показные, внешние эффекты. Стильные аксессуары, модный гардероб, приобретенный на один сезон, новации в технике, морально устаревающей за полгода-год и требующей немедленной замены, огромные, в несколько этажей дома, освещение и отопление которых вполне хватило бы для небольшой школы или детского сада. Но тут так: если уж начал «биться» за свой авторитет, то обратной дороги назад нет. Престиж обязывает нас жить не просто обеспеченно, а иметь все в несколько раз больше, чем сможем съесть, использовать, сносить…

Конечно, за все это удовольствие мы рассчитываемся своими деньгами. Однако неужели трагические события Фукусимы не напомнили человечеству о настоящей цене его благополучия? Разве здесь не видно прямой связи? Ведь для того чтобы производить миллионы мобильных телефонов, телевизоров, автомобилей японской высокоразвитой экономике необходимо колоссальное количество энергии. Во имя этого Страна Восходящего Солнца сидит как на пороховой бочке, хотя, почему как…

Электроэнергию и в самом деле производят для продажи. Как известно, спрос рождает предложение. Получается: чем больше компьютеров мы пожелаем купить, чтобы все – от ребенка до старика – смогли уткнуться в монитор ноутбука и отрешиться от действительности, от всего, что происходит вокруг, тем больше надо АЭС, тем быстрее должны вращаться их ядерные турбины… При этом наш главный лозунг – за все заплачено! Значит, и за экологическую угрозу, и за истощение планеты, и за риск очередного Чернобыля… Наша планета в последние десятилетия превратилась в громадную фабрику по производству ненужных вещей. Соответственно, одновременно являясь и свалкой различных синтетических, не поддающихся переработке, вредных природе предметов. Например, время разложения пластикового пакета длится до 1000 лет. Представляете, целлофан, который сегодня мы держим в руках, сохранится до 3014 года.

Разумеется, никто не призывает современного человека рубить в тайге избушку и добывать пропитание собирательством и охотой, но попытаться выбраться из липкой «паутины» вещизма, видимо, стоит попробовать. Надо учиться жить «в меру»: рационально пользоваться благами технического прогресса, благоразумно экономить все, что дала нам матушка-природа, хранить гармонию в своей душе и в мире…

Просмотров: 261