Надеемся, что новый учебник не изменит сути событий


учебник истории

Сегодня на страницах центральной прессы и в Интернете идет активное обсуждение, живые споры и диспуты касательно нового единого учебника истории, который ляжет на парты российских школьников в 2015 году. Инициатором его создания стал Президент России Владимир Путин.

В прошлом году, выступая на заседании совета по межнациональным отношениям, глава государства указал на необходимость разработки единых учебников истории России для средней школы, которые будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований. Учебников, которые, по замыслу, должны быть «построены в рамках единой концепции».

Написание этого пособия еще не началось, но концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории уже разработана и опубликована.

Прокомментировать ее, а также высказать свое мнение по поводу введения единого учебника мы попросили педагогов- историков нашего района.

Александра Гончарова, заслуженный учитель РФ:

– Несмотря на обилие учебников истории (более 60 пособий только для 9-х классов!), которые появились за последние 20 лет, школьный учитель знаком в среднем с двумя-тремя из них. При этом выбора, как такового, ему не дается – какие учебники поступают в школу, по таким и учит ребят. А значит, в разных регионах преподавание предмета ведется по-разному. А ведь требования Единого государственного экзамена по предмету в итоге для всех одинаковы. Поэтому создание единого учебника я считаю мерой своевременной и нужной. Для меня также одним из плюсов предстоящего нововведения является возврат к линейной, поэтапной, системе изучения истории (концентрическая система – повторение в 10-11 классах материала, пройденного ранее, на мой взгляд, снижает интерес детей, что вредит знаниям). Главное, чтобы учебник был написан талантливыми учеными, представляющими разные концепции и объективно излагающими свои точки зрения, в соавторстве с талантливым писателем, который сможет интересно подать факты.

К тому же учебник должен быть государственным и идейным. За все время существования нашего государства учебники всегда отражали идеологию того периода развития страны, в который были написаны. Иначе и быть не может, ведь история – это интерпретация фактов и событий. Главное, чтобы он не был перенасыщен духом популярного ныне либерализма, чтобы «острые углы» истории не были сглажены в чью-то пользу. Например, в концепции нового учебника известное нам «татаро-монгольское иго» предлагают заменить на формулировку «ордынское иго», в качестве некоего «реверанса» в сторону представителей татарской и монгольской наций. А Октябрьскую революцию, в корне изменившую российскую историю, объединить с Февральской под названием «Великая русская революция», тем самым преуменьшая ее значение.

Считаю, что в новом учебнике должны быть выделены трудные и спорные места российской истории, а также неоднозначные личности, и каждому из них представлены точки зрения разных ученых-историков, возможно, дополнительный фактический материал. Это даст возможность ученику размышлять, рассуждать, и в итоге формировать собственное отношение к личностям и событиям.

Людмила Бут, учитель истории Клепечихинской школы:

– Создание единого учебника истории – это огромный плюс для подготовки к Единому государственному экзамену. Ведь многообразие учебников, существующее сейчас, ставит в тупик и самих учителей, настолько в некоторых из них противоречивые трактовки исторических событий. Хорошо, если будет написан учебник, который позволит школьникам размышлять, составлять собственное мнение относительно тех или иных вех истории, а не будет навязывать какую-то одну точку зрения.

К слову, комплексом учебников, по которым последние 2-3 года занимаются ребята нашей школы (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина), я довольна. В них много фактического исторического материала, биографии и портреты, дающие достаточно полное представление об исторических деятелях и знаковых личностях, к каждой теме есть выдержки из документов, широкий теоретический материал в качестве определений.

Алена Слизова, учитель истории школы №4, руководитель районного методического объединения учителей истории и обществознания:

– На мой взгляд, правильно, что на проблемы, связанные с преподаванием истории в школах, обратили внимание. Существующие на сегодняшний день учебники не дают целостной картины предмета. Многообразие их осложняет подготовку к ЕГЭ. Более того, перегруженность фактами, порой второстепенными, сложными понятиями, обилием текста делает многие из них для детей неинтересными и чересчур сложными. Особенно тяжело учащиеся воспринимают материал по «Истории Отечества XX века» и «Всеобщей истории». К тому же используемая сейчас концентрическая система преподавания истории тоже не дает возможности нормально преподавать историю в школе. Мы весь курс «впихиваем» до конца 9-го класса, в итоге XIX–XX века со сложнейшими проблемами уходят в 8-й и 9-й классы, когда ребенок по возрастным особенностям еще не готов этот материал усваивать. Хотелось бы, чтобы разработчики услышали учителей и вернулись к линейному преподаванию истории с 6-го по 11-й классы.

Надеюсь, что новый учебник будет не только содержательным, но и по-настоящему интересным. Чтобы у детей возникло желание прочесть его сразу целиком.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Просмотров: 635