Первый раз в первый класс: как превратить поход в школу в праздник


zapisВот и настал момент, когда ребенок подрос и ему скоро предстоит пойти в первый класс. Волнуются бабушки и дедушки, мамы и папы. Но больше всего взволнован малыш. О том, как правильно родители могут подготовить к школе ребенка и самих себя, читайте в советах психолога КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин» (г. Барнаул) Ирины Безгина.

По словам Ирины Безгиной, многих родителей волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. А на самом деле, как показывает практика, готовиться к этому событию, в первую очередь, нужно родителям.

А заключается подобная подготовка, прежде всего, в знакомстве родителей с особенностями развития детей предшкольного возраста. Родителям необходимо знать индивидуальные особенности своего ребенка: темперамент, характер, стиль познания, способ получения и переработки информации. И очень важно быть готовыми поддержать ребенка в любой ситуации. Задавайте ребенку вопросы, чего он ждет от школы, что ему интересно, а что его пугает и т.д.

Психолог отмечает, что очень часто родители, подготавливая ребенка к школе, говорят будущим первоклассникам такие слова: «Ты уже взрослый. В школе тебе надо будет много учиться, нельзя будет играть». Но это не совсем правильно.

«Важнее, создать позитивный настрой, а при таком подходе ребенок, едва закончив детский сад, начинает думать, что детство кончилось. В результате у ребенка повышается уровень тревожности и создается эмоциональное напряжение. При этом мы и себе создаем иллюзии, исполнения которых ждем от ребенка. Убеждая ребенка в том, что он взрослый, искренне верим, что ребенок теперь будет вести себя соответственно. А он ведет себя иначе. И тогда мы начинаем раздражаться: «Как же так! Я тебе сказала…» В результате и мы от своих иллюзий страдаем, и ребенок. А ведь, одна из главных задач родителей – сформировать у ребенка адекватную самооценку», — пояснила Ирина Безгина.

Многие родители очень активно готовят ребенка к школе, даже если их дети посещают детсад. Они водят малышей на дополнительные занятия, записывают в предшколы или нанимают репетиторов.

«На самом деле, трудно сказать, насколько важна высокая интенсивность развития интеллектуальных способностей ребенка. Родители хотят, чтобы ребенок по этому уровню соответствовал определенным требованиям. Говоря о психологической готовности ребенка к школе, в первую очередь следует обратить внимание на сформированность различных сфер психической деятельности: познавательной, волевой, мотивационной, эмоциональной. Важнее же всего, отдавая ребенка в школу, создать ему максимально комфортные условия. Не гнаться за престижем, успешностью школы, а сделать все, чтобы первоклассник чувствовал себя уверенно. Это позволит избежать многих проблем в будущем», — подчеркивает психолог.

В школу как на праздник

Очень важно создать для ребенка эмоциональный позитивный настрой, чтобы он воспринимал 1 сентября как важное и значимое событие, а не как день, в который закончилось его детство.

«Обсуждая с ребенком предстоящее событие, важно подробно проговорить, как будет проходить этот и последующие дни. Необходимо подарить ощущение праздника, чтобы он с нетерпением и сам ожидал этого дня, чувствовал себя спокойно и уверенно», — рекомендует Ирина Безгина.

Важно дать понять будущему первокласснику, что вы верите в него и готовы ему помогать, поддерживать и ответите на любые его вопросы. Если у вас не было такой системы общения с детского сада, то сейчас обязательно нужно ее ввести, подчеркивает психолог.

«Покажите, что вы готовы поддержать ребенка в любой ситуации. Важно, чтобы ребенок не замыкался в себе, когда появляются трудности. Они неизбежны. Это школа. Новая обстановка, новые люди. Необходимо, чтобы ребенок был уверен, что получит вашу поддержку в любой ситуации. Тогда он не закроется в себе, не промолчит про плохую оценку и другие трудности. Ребенок будет уверен, что проще сказать и исправить, а не молчать до последнего», — рассказывает она.

Вся наша жизнь — игра

Еще одна трудность, с которой сталкиваются родители будущих первоклассников, как объяснить ребенку, что в школе нельзя постоянно играть. Как и нельзя будет брать с собой любимые игрушки.

«Вспомните себя в этом возрасте! Ведь игра – любимый вид деятельности дошкольника. От того насколько сформирована эта деятельность, зависит и степень готовности ребенка к школе. Чаще играйте с детьми вне школы, ведь игра стимулирует познание. Важно просто спокойно объяснять, что для игр в школе не так много времени. Игры будут, но другие. Те, которые учитель будет проводить», — рекомендует Ирина Безгина.

Она подчеркивает, что для ребенка игровая деятельность в возрасте шести — семи лет является ведущей. «В первом классе еще только формируется учебная деятельность, поэтому обучение часто идет в игровой форме. Пока они только учатся учиться. Поэтому все же стоит снисходительно относиться к желанию ребенка поиграть или взять с собой в школу игрушку», — говорит психолог.

Ирина Безгина также рекомендует родителям готовить детей к школе в игровой форме.

Например, можно предложить сыну или дочке поиграть в школу: «Давай, представим, что я буду твоим учителем, а ты — моим учеником». А потом можно поменяться ролями.

«Важно, чтобы и ребенок был главным, видел себя со стороны. Когда он станет «учителем», можно, например, попробовать побаловаться и поиграть. Показать, что вы не слушаетесь на уроке. Понравится ли ему, когда ученик балуется или нет? Важно, чтобы он видел ситуацию с другой стороны», — замечает она.

В игре, по словам психолога, ребенку будет проще понять, что такое школа, уроки, перемены и т.д.

Вспомнить свой первый класс

«Для ребенка в этот период очень важна наша поддержка. Поэтому, когда мы говорим: «Ты — большой, взрослый», мы навешиваем на него новую ответственность. А ребенку и так страшно. Он уже, действительно, большой и догадывается, что школа – это нечто другое, чем детский сад. Поэтому на этом важном этапе его жизни нужно поддержать ребенка», — рассказывает психолог Ирина Безгина.

Она также советует делиться с ребенком своим личным опытом из школьной жизни. Рассказывать о том, как вы пошли в первый класс и с какими трудностями столкнулись.

«Нужно рассказывать о ситуациях по аналогии с теми, в которых оказывается ребенок. О том, как вы переживали, и как с этим справились. Важно, чтобы малыш видел и понимал: да, есть трудности, но не только у него. И у папы с мамой так было, и у старшего брата или сестры. Эти трудности можно преодолеть», — говорит психолог.

«Чтобы помочь ребенку преодолеть трудности, важно искренне интересоваться о том, как прошел его день, что было интересного, что понравилось, а что было трудным… А отвечая на вопросы ребенка, бессмысленно давать ему готовые ответы. Эффективнее задавать ребенку наводящие вопросы, подводя его тем самым к верному ответу и решению трудной ситуации. Давать ему возможность самому анализировать ситуацию, готовя к взрослой жизни и самостоятельному принятию решений», — подчеркивает Ирина Безгина.

Готов ли ребенок к школе

Многие родители задаются вопросами, как понять готов ли ребенок к школе и не рано ли его отдавать в первый класс. Понятие «готовности к школе» предполагает определенную степень зрелость всего организма и нервной системы к повышенным умственным и физическим нагрузкам.

Психологи выделяют следующие стороны общей готовности к школе: физическая, интеллектуальная и личностная. Как правило, в детских садах штатный психолог проводит специальную серию тестов, в ходе которой и определяет готовность ребенка.

Самим родителям сложно определить это. Но, как отмечают психологи, важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, понимал важность и необходимость учебы, признавал авторитет взрослых, умел внимательно слушать и выполнять задания, которые ему дают.

«Готовность к школе — очень важное понятие. Если по психофизическим функциям, познавательным процессам и эмоциональным особенностям ребенок не готов к школе, ему будет очень сложно. Поэтому, если когнитивные процессы, эмоциональная и волевая сферы недостаточно сформированы, имеет смысл еще год уделить подготовке к школе. Довольно часто таких ребятишек все же отдают в школу, и в последствии у ребенка возникают трудности и неудачи в учебе. Это одна из наиболее распространенных трудных ситуаций, с которыми обращаются к нам родители. А чтобы избежать подобных трудностей, необходимо при подготовке к школе уделять внимание всех психических сфер и отдельных их компонентов», — отметила психолог КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин» Ирина Безгина.

И самое главное — помните, адаптация к школе — не простой процесс, и проходит не быстро. Помогайте ребенку переживать первые неудачи в школе. Ему очень нужны ваша вера в него и поддержка.

Источник

comments powered by HyperComments
Просмотров: 277