«Театр — моя жизнь». Ирина Андрусенко растит талантливую молодежь


Нынешний год указом Президента РФ объявлен годом Театра. Почему именно театра? Вероятно, потому что он был, есть и будет всегда гордостью России. Театр играет огромную роль в жизни человека. Помогает в формировании взглядов на жизнь, восполняет потребность в прекрасном. Именно поэтому я решила взять интервью у одного из талантливейших режиссеров Поспелихи — Ирины Григорьевны Андрусенко, поговорить с ней о том, что такое театр, как он развивается, как затрагивает понятия вечного и великого. 

— Ирина Григорьевна, добрый день! Как Вы считаете, что нужно для того, чтобы стать режиссером?

— Во-первых, желание. Желание организовывать. Желание рассказать о мире через какое-то произведение, перевести его в свой художественный образ и показать его на сцене. Во — вторых, нужно иметь философский склад ума.

— Как получилось, что Вы стали руководить театром?

— В 1993 году я пришла в ЦДТ. Меня приняли методистом, а по основной специальности — руководитель самодеятельного детского коллектива — дали полставки.

— Встречались ли Вам люди, которые повлияли на вас как на профессионала?

— Конечно. Когда я жила в городе Минусинске, ходила в школьный театральный кружок, где у меня были две замечательные работы. Мы ставили «Три апельсина» Карло Гоцци и «Русские женщины» Н.А.Некрасова. Во второй я играла княгиню Трубецкую. Руководила театральным кружком Наталья Васильевна Марьясова, молодой педагог, учитель литературы. Тогда и зародилась мечта связать жизнь с театром…

Но поступила я в Абаканское училище на музыкальное отделение. А затем вместе с подругой поехала поступать в Барнаул в институт культуры. Там работал Виталий Иванович Шабалин, ученик Анатолия Васильевича Эфроса, который возглавлял в своё время театр на Малой Бронной, потом Таганку. Виталий Иванович тоже оказал на меня огромное влияние. И еще один человек, которого не могу не отметить, Павел Иванович Тростянский, преподаватель минусинской музыкальной школы. Он обладал колоссальными знаниями, приехал из Шанхая, сам в 19 лет научился играть на скрипке, проводил литературные вечера. Он «подарил» мне Рериха, подарил мне знания, ему я обязана своим культурным багажом. Все, чтобы я не делала в своей профессии, — это заслуга моих педагогов.

— Помните ли вы первую постановку, которую режиссировали?

— В 1994 году был создан театральный кружок, который позднее стал театром-студией «Улей». В 1995-м поставили первую пьесу по Евгению Шварцу «Золушка». С ней мы впервые стали лауреатами на международном фестивале «Театр на Большой речке» в с. Троицкое. Этой постановкой я могу гордиться и к ней возвращалась в разные периоды. Помимо этого ставили А. Володина «Ящерица», А. Пушкина «Метель»…

— Ирина Григорьевна, скажите, очень сложно работать с ребятами, которые не являются профессионалами в театральной сфере?

— И да, и нет. Я у них многому учусь – энергии, непосредственности, искренности. Сложно потому, что 7-8 лет проходит пока ребята начинают играть так, как нужно, но наступает период экзаменов, и родители озадачиваются выбором специальности, а не увлечения. А хотелось бы ставить пьесы А. Островского, Н. Гоголя. Сложно, что мало мальчиков в коллективе. Все сложности, конечно, специфические. Они могут быть и со знаком плюс, и со знаком минус. Начинаем с азов, подбираем роль для каждого.

— То есть, я так понимаю, спектакли, которые вы ставите, вы отбираете по принципу, что проще для актёров, для тех, кто начинает играть?

— Нет, никогда я по этой стезе не ходила. Планку всегда ставила высокую — или Анна Ахматова, или Рей Бредбери. Достойные работы. Завлит Вахтанговского театра на одном из фестивалей спросила: «А дети что-нибудь поняли из того, что они играют?». Ориентироваться на уровень детей, конечно, надо, но должны ещё возникать вопросы — зачем ставишь спектакль, какая философия… Я всегда ставила то, что нравилось мне, и исходила из того, какие дети посещают студию. У меня есть мечта — поставить «Повелитель мух», но там играют все парни. Этой мечте уже лет 15, но пока не получается. Бредбери ставила с одними девочками, спектакль назывался «Марсианские хроники», фантастика. Сложное произведение.

— По какому принципу вы отбирали пьесы для того, чтобы поставить?

— Не знаю, как это происходит, но приходит идея … И я просыпаюсь с мыслью о том, что надо бы эту пьесу сделать.

— Ирина Григорьевна, Вы часто бываете в театрах?

— К сожалению, в театре бываю редко. Несколько лет назад мне посчастливилось попасть на спектакль по А.Чехову в Москве. Когда выезжаю в Барнаул, тоже стараюсь сходить в театр. Раза два была в оперетте. Смотрю избранно. Культовые постановки, например, «Ричард III» в главной роли Константин Райкин, а недавно в Барнауле с удовольствием посмотрела спектакль Кама Гинкаса «Скрипка Ротшильда».

— Бывает ли такое, что вы приходите на постановку и думаете: «А я бы сделал по-другому, лучше. Хочу сделать у себя»?

— Часто возникают такие мысли, потому что легче думать, что я бы сделала так или по-другому. Иногда бывают такие моменты, когда хочется сказать: а почему я не сделала так? Бери и делай, только по-другому. Ведь у каждого режиссера своё видение того или иного произведения, поэтому спектакли разные. У кого-то из режиссеров была такая умная мысль: «Театр находится только в голове у зрителя». Главное – создать атмосферу, возбудить в зрителе какой-то нравственный, духовный, творческий потенциал, заставить задуматься, это и есть театр.

— Сейчас современное искусство активно развивается, и появляются такие направления, как, например, перфомансы. Как вы относитесь к этому искусству?

— Ко всем авангардным направлениям отношусь очень хорошо. Это движение вперёд, это всегда творческая мысль, а не рамки, которые закостенели.

— Были ли ребята, которые после встречи с вами кардинально меняли свою жизнь и шли в актерскую деятельность?

— Есть такие ребята. Правда, сначала у меня задача — отговорить своего ученика от профессии режиссёра или актёра. Судьба у них тяжёлая. Хорошо, если семья актёрская, все понимают друг друга. Другая задача, если ребенок твердо встал на этот путь, – помочь ему… Есть такие дети, которые связали свою жизнь с профессией режиссера и актера. Например, Дима Вопилов преподаёт в Москве в театральном техникуме имени Леонида Филатова. Аня Андрусенко (моя дочь) закончила институт культуры, затем Щукинский институт, играет в театрах «На Вернадского,13» и «Около дома Станиславского». Валя Прокопенко работает в театре имени М.Ю. Лермонтова в г. Абакане, она ведущая актриса театра. Рита Ходарева закончила Золотухинский курс. Училась у Геннадия Васильевича Старкова, моего учителя, и у Валерия Золотухина. Играла в Барнаульском ТЮЗе, в Омске, Томске, сейчас в Москве. Диана Завгородняя из школы №3 поступила в колледж культуры, в институт культуры собирается поступать Лилия Туркина. Я горжусь этими детьми.

— Какой совет вы можете дать вашим зрителям, тем, кто хочет попробовать себя в актерской или режиссерской профессии?

— Приходите в театральную студию, дерзайте! Но если вы хотите попробовать, не идите в эту профессию. Сюда нужно идти только тогда, когда по-другому нельзя. Если хотите попробовать, можно попробовать мороженое, поиграть в дартс… Если вы хотите стать режиссером, актером – нужно нести ответственность за тех, кто работает рядом с вами. Лев Дуров как-то сказал: «Профессия актера мало чем отличается от профессии шахтера». Он прав – это профессия, работа, это сложно.

 

Татьяна Кузьмина, ученица 9-го класса, школа №1

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Просмотров: 397