«Сиреневый туман» профессора Невмержицкого


nevmerjidckiiОпаздываю, спешу и вмиг столбенею, услышав знакомую мелодию. Память отбросила привычно-будничную реальность на более полвека назад…

… Сочный ритм сотни солдатских сапог по заснеженной дорожке, скованные инеем тополя, облачко пара над покачивающимися головами. Но размеренность и умиротворенность мгновенно оборвались командой «Запевай!». Мелькнула мысль: «Сержант В. Куфельд, ты того…, на оконном градуснике – сорок». В ответ громогласное: «Рота стой! Кругом марш!» Возвратное движение и та же команда. Над утопающей в сугробах Поспелихой послышалось: «Сиреневый туман над нами проплывает…»

 Проплывает всего-то полгода, но представление о том, какой должна быть армейская служба, сформировалось у меня на Алтае и в последующем не изменилось. Каждая минута нашей солдатской жизни была подчинена единой цели, результату. Поэтому мудрствование философа Сенеки о том, что большую часть жизни мы занимаемся не тем, чем нужно, тогда, в молодые годы, как-то не воспринималось.

Перед нашей автошколой стояла задача в короткие сроки подготовить сотни водителей для армейских подразделений. Условия были вполне подходящими: превосходно оборудованные классы, казарма, автопарк, автодром и самое главное влюбленные в свое дело преподаватели – офицеры и сверхсрочники. Правда, кое у кого из бойцов возникали проблемы при вождении. В этом случае инструкторы оценивали «достижения» приобретающих навыки, не выбирая выражений. Командиры на жалобы реагировали оригинально: «Медведей учат ездить, а ты же человек». Так и было, все получили водительские права и отбыли в свои части, а некоторые в краткосрочный отпуск – одни за достижения в учебе, другие, отличившись на учении в районе Бийска. Я к этой категории не относился, тем не менее, тоже получил отпуск. Накануне убытия меня неожиданно вызвал замполит и предложил: «Мы просмотрели карточки личного состава и обнаружили, что вы на гражданке были строителем, больше у нас таких специалистов нет. Нам нужно начинать двухквартирный дом, работы на котельной. Задерживать вас не можем, но если вы согласитесь поработать месяц, поощрим отпуском. В вашем подчинении будет весь сержантский состав школы. Для них вы – командир».

Я согласился и стал бригадиром. Мои два с половиной года работы на донбасской и павлодарской стройках, конечно немного. Однако если в твоем подчинении люди, не имевшие представления о том, как приготовить раствор, как лучше и быстрее положить бутовый камень, невольно осознаешь свои преимущества – умение подсказать, еще лучше показать, как это нужно делать. Отдаю должное своим «подчиненным», они проявляли заинтересованность, старание. С их подачи, и командование с этим согласилось, работу на стройке начинали с семи утра до одиннадцати, затем длительный перерыв и до темна. Может быть, кто из поспелихинцев помнит, лето 1959-го: жаркое до звона в ушах. Сдвиг по времени спасал от зноя и сказался на результате. Стены котлована котельной оделись камнем, освободив площадку для подвоза стеновых материалов. Когда с этим произошла заминка, сержантская бригада переместилась на ленточный фундамент двухквартирного дома. Впрочем, и здесь не хватило впрок заготовленного камня, но было очевидно, постоянный состав школы закончит работу и без моего участия.

Обещанный отпуск пролетел как мгновенье, и я уже видел себя за рулем автомобиля. Однако командир роты огорошил: «Близятся холода, в казарме не готово печное отопление». Вот невезуха! Но это уже другая история. Случайно ли, но водителем я так и не стал…

«Сиреневый туман» Поспелихи преследует меня десятилетия, порой вызывая непреодолимое желание махнуть на все рукой и мчаться навстречу с прошлым – успеть бы прикоснуться к тому, что оставило след в памяти.

Прошлого уже не вернуть, но есть настоящее Поспелихи – ее люди и их дела, собственная история со столетним юбилеем на носу. Откройте страницу в Интернете, и вы убедитесь в этом. Но там, к сожалению, нет моей и не только моей истории. Ни одного упоминания о воинской части готовившей водителей. Для небольшого поселка воинский коллектив – градообразующая структура, хотя и с несколько замкнутым образом жизни за добротным и высоким забором. Но ведь все связи с гражданским обществом налицо: снабжение и бытовое обслуживание, совместные культурные и спортивные мероприятия, отдых. Пусть не часто, но увольнительные, праздничные вечера с приглашением поспелихинских красавиц. А сколько женихов! Не забыть, когда вся школа в жаркий выходной во главе с командиром оккупировала местную речушку. Вместе со всеми школа сопереживала трагедии, когда трое жителей райцентра, спасая друг друга, погибли от сероводорода в овощехранилище.

Итак, школа была, тогда почему выпала из исторической памяти? Догадливый читатель тут же обнаружит причину – «военная тайна». Была тайна и в обучающихся. Вроде того, что служили в Ташкенте, а фактически на озере Балхаш, где поднимали город военных – Приозерск. Вспоминаю об этом только потому, что пару лет назад на этом секретном объекте уцелевших жителей вымаривали холодом, как тараканов в русских избах.

Какие еще тайны сохранились после сердюковских реформ, не представляю, тем более, когда речь идет об автошколе. Думаю, к 100-летию Поспелихи эта страница истории должна быть восстановлена.

Вызывает удовлетворение информация о работающих предприятиях, школах, объектах культуры, здравоохранения. Жаль, что население Поспелихи за последние семь лет уменьшилось на 1200 человек и составляет 12315 жителей. Возникают вопросы и относительно поспелихинских Героев Советского Союза. В Интернете их три: Фролов М. П., в 1916 г. родился в Поспелихе, танкист; Попов В. А., в 1918 г. родился в с. Ивановка ныне Курьинского района. Известно, что Поспелихинский район образован в1924 г., тогда Попов чей (разумеется, наш), к какому району относится? Третий Герой – Зубарев Михаил Степанович. В двухтомнике «Герои Советского Союза» «Степановича» нет, есть с отчеством «Иванович», который родился в Воронежской области в 1920 г., участник советско-финской войны, погиб. Звание Героя ему присвоено в 1940 г. Кстати, замполит нашей автошколы тоже был Героем Советского Союза, к сожалению, имя запамятовал.

В Павлодаре и области чтят не только своих Героев, но и работавших в городе. Имена их увековечены в названиях улиц, памятных знаках, бюстах. В связи с этим, особенно после киевского евромайдана, приятно узнать, что в Поспелихе сохранилась улица и памятник В. И. Ленину. Так и должно быть: без прошлого нет и настоящего.

А пока … «сиреневый туман над нами проплывает, над тамбуром горит полночная звезда…»

С пожеланием успехов и всего наилучшего в Новом году уважаемым поспелихинцам, Степан Невмержицкий, профессор Павлодарского государственного университета, Казахстан.

От редакции

Спасибо С. В. Невмержицкому за теплые воспоминания о Поспелихе и добрые слова пожеланий в адрес её жителей. В своей публикации профессор задал несколько вопросов, постараюсь ответить на них.

Известно, что административно-территориальное деление районов на Алтае проходило несколько раз. Районы то укрупняли, то, наоборот, разукрупняли. Так, например, Курьинский район в своей истории несколько раз был в составе Поспелихинского района. Василий Андреевич Попов, будущий Герой Советского Союза, после окончания семилетки работал счетоводом на строительстве станции Поспелиха Туркестано-Сибирской железной дороги.

Что касается Героя Советского Союза Михаила Ивановича (Степановича) Зубарева, то именно так он и пишется во многих изданиях. В наградных документах отчество указано «Иванович» с припиской карандашом «Степанович». В списке Выборгского РВК Ленинградской области (где совершил подвиг и похоронен) отчество «Степанович». Почему у него двойное отчество неизвестно. Возможно, когда-то одно из них было записано по ошибке, что у нас не редкость. Родом М. Зубарев из Воронежской области, но в детском возрасте вместе с семьёй переехал в село Поспелиха на Алтай. Однако в 1931 году он уже жил в Алма-Ате. После изучения некоторых документов правильнее будет считать, что отчество у Михаила Зубарева – Степанович, как его и знают жители Поспелихинского района.

 Из воспоминаний старожила села Ивана Андреевича Андрющенко про автошколу:

– Тайны, в том, что в Поспелихе располагалась военная школа подготовки водителей для Сибирского военного округа, сейчас нет никакой. А раньше, конечно, была. Мы, жители района, мало что знали о конкретной деятельности войсковых подразделений. Вообще у нас были и пехотинцы, и кавалеристы, во время войны – летная школа. После них – вот эта школа, в которой учили на шоферов со всех частей округа. Учебная часть располагала газиками, студебеккерами, зисами. Помню, командиром школы был полковник Тимченко, начальником штаба – подполковник Иванов. Потом, когда Тимченко пошел на повышение, Иванов стал командиром. Часть хорошо помогала жителям района, особенно в вывозке дров. В начале 60-х школу перевели в Славгород, а у нас в Поспелихе было расквартировано подразделение инженерных войск, которое на долгие годы стало визитной карточкой нашего района…

Подготовил А. Лапенков

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Просмотров: 714