Окно в мир. Специалисты Центра социального обслуживания открывают особенным детям радость полноценного общения


В последнее время вопросу социализации людей с ограниченными возможностями здоровья уделяется много внимания, ведь одна из основных проблем для них – «оторванность» от мира.

 

По федеральной программе «Доступная среда» проходят разного рода преобразования объектов инфраструктуры, чтобы сделать их посещение для инвалидов не преодолением полосы препятствий, а делом обыденным. В школах и детских садах создаются условия для совместного обучения и воспитания особенных ребят с детьми, не испытывающими проблем со здоровьем. На предприятиях при содействии Центра занятости создаются рабочие места для людей с ОВЗ. Но есть одно «но», которое нельзя исправить в одночасье, подписав положение или приняв программу, – это общественное сознание. Пробудить толерантность в людях значительно сложнее, чем соорудить пандус или установить кнопку вызова у дверей магазина. Над этим надо работать каждодневно и планомерно. Ведь не все готовы принимать людей с ограниченными физическими возможностями как равноправных членов общества. До сих пор, видя на улице людей, передвигающихся в инвалидной коляске или с какими-либо другими признаками инвалидности, некоторые останавливаются, оборачиваются и с любопытством разглядывают их, а то и вовсе указывают на них пальцем. Поэтому нам всем очень важно научиться общаться с ними так, как они этого заслуживают, то есть как с равными себе людьми – с должным уважением и теплотой.

Часто «заложниками» своего недуга и общества, не умеющего принимать их такими, какие они есть, становятся особенные дети. А ведь им, как и другим их ровесникам, необходимо общение, друзья, общие интересы. Даже опека любящих родителей не сможет им этого заменить. И здесь на помощь приходят социальные службы.

По заявлению родителей для детей с ограниченными возможностями здоровья Управление соцзащиты составляет индивидуальные программы предоставления социальных услуг. В соответствии с ними Комплексный центр социального обслуживания организует для детей занятия, на которых они учатся играть, общаться, занимаются творчеством и, как следствие, развиваются, взаимодействуют с социумом.

На сегодняшний день в Поспелихинском районе, по данным Управления пенсионного фонда, проживает 168 детей с ограниченными возможностями здоровья. 53 из них, или третья часть, занимаются со специалистами Центра.

О том, как проходят занятия и какую пользу они приносят особенным детям, нам рассказала специалист по социальной работе Марина Шалтыкова.

По её словам у Центра социального обслуживания уже многолетний опыт работы с детками, нуждающимися в особом подходе. Раньше это был клуб «Солнечный зайчик», в рамках которого проходило немало мероприятий, направленных на развитие и социализацию детей-инвалидов. После модернизации структуры, в которую входит Центр, занятия с ребятами стали проходить индивидуально в рамках разработанных соцзащитой программ.

Работая с особенными детьми, специалисты не только проводят занятиями с ними на базе Центра, но и продуктивно сотрудничают с районным Домом культуры, Центром детского творчества, с районным краеведческим музеем и библиотекой, двери которых всегда открыты для воспитанников Центра.

Каждый ребенок, попадающий в руки специалистов, проходит диагностику в начале реабилитационного периода, в середине и в конце. И, как правило, положительная динамика наблюдается практически у всех. Если изначально некоторые из них вообще не умеют взаимодействовать с другими людьми, не имеют элементарных навыков – держать карандаш, лепить из пластилина и прочее, то уже через несколько недель ребенка бывает не узнать. Все занятия проводятся специалистом и психологом в игровой форме – это песочная терапия, упражнения на развитие мелкой моторики и речи. Есть у нашего Центра и свои ноу-хау – например, танцетерапия, которую реализует психолог Анастасия Киселева. Танец ведь тоже своего рода язык, способ общения с миром. С помощью этого метода дети знакомятся с возможностями своего тела, учатся выражать те или иные эмоции, раскрепощаться.

Раскрыться замкнутым и недоверчивым особенным деткам помогает и творчество. Вместе со специалистами они лепят, рисуют, делают аппликации, поют, читают стихи и многое другое. В течение учебного года каждую пятницу для них проводится творческая мастерская, где с ними занимается педагог ЦДТ, руководитель объединения «Эдельвейс» Наталья Чирткова. Во время творческого процесса ребята не только делают поделки, приобретая и совершенствуя свои навыки, они также учатся общаться между собой, знакомятся.

Успешно практикуют в Центре социального обслуживания такую форму работы с детьми во время каникул, как летняя гостиная. Занятия и мероприятия в её рамках особенно ценны тем, что они групповые. Ребята вместе играют, участвуют в конкурсах, готовят совместные дела, а параллельно учатся взаимодействовать в коллективе, дружить.

Специалисты стараются раздвинуть границы привычного мира для особенных ребят – они не ограничиваются лишь занятиями в Центре, а организуют для них познавательные (для детей постарше – профориентационные) экскурсии, привлекают их к участию в различных конкурсах. В копилке у воспитанников Центра немало дипломов за участие и победу в региональном конкурсе «Ростки талантов», в районном конкурсе

«Шаг навстречу»

Дети учатся радовать других своим творчеством – уже традиционными стали выездные поздравления ветеранов, находящихся на надомном обслуживании. Ребята учат стихотворения, готовят открытки и навещают стариков в месячник пожилого человека и накануне Дня Победы.

Рассказывать о разнообразии и пользе таких занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья можно долго. Главное, необходимо подчеркнуть, что  родители уже оценили положительное влияние их на своих ребят. Многие на протяжении нескольких лет приводят ребят в Центр, радуются их успехам, отмечают постоянную положительную динамику. Если до недавнего времени занятия посещали дети с 3 до 18 лет, то сейчас приходят родители особенных деток с полуторогодовалыми малышами. К каждому здесь находят подход и учат вести полноценную жизнь, несмотря на ограничения по здоровью.

Мнения

Оксана Муратова, мама воспитанника Центра:

– Мой ребенок посещает занятия со специалистом Центра социального обслуживания три года – с пяти лет. Это, безусловно, очень полезно для него: позволяет расширять кругозор, знакомиться с людьми, общаться с ребятами, учиться контактировать с другими. Занятия с педагогом ЦДТ развивают его творческие способности. А праздники дарят множество положительных эмоций, на них всегда интересно и весело.

Я бы посоветовала другим родителям особенных деток водить их на занятия в Центр. Это дополнительное общение и развитие для них, а также немаловажная психологическая поддержка.

Елена Волина, мама воспитанника Центра:

– Я вожу сына на занятия в Центр уже четвертый год. Ему очень нравится туда ходить, делать поделки, посещать экскурсии, выставки, конкурсы. Стараемся во всех праздниках, организуемых там, принимать участие, ведь это живое общение для ребенка.

Если возникают какие-то проблемы, мы обращаемся к психологу Центра. Её советы всегда помогают разрешать сложные ситуации.

 

Ирина Лаас

Фото из архива Поспелихинского филиала Комплексного центра социального обслуживания

 

 

comments powered by HyperComments
Просмотров: 9