-
Социальный барометр
«Солнышко» светит всем одинаково
11 октября 2018 |Корреспондент газеты провел один день в инклюзивной группе детского сада «Ракета».
Уже сейчас можно говорить об эффективности реализации на территории Поспелихинского района многоцелевой государственной программы «Доступная среда в Алтайском крае на 2016-2020 годы», направленной на защиту и поддержку отдельных слоев населения.
Открытие в детском саду «Ракета» инклюзивной группы позволяет добиваться лучшего результата в воспитании особенных детей и увеличить количество желающих ее посещать. По словам заведующей детским садом Лидии Ворониной, эта группа живет в особом ритме: более размеренно, спокойно. Специальное оснащение помогает детям развиваться. С ними работают классные специалисты: воспитатели, помощники, психолог. Они терпеливо, шаг за шагом, помогают особенным детям адаптироваться в окружающем мире.
Войдя на территорию садика, можно безошибочно определить, где именно располагается группа «Солнышко». К ее порогу ведёт широкий пандус, а перед детьми и родителями приветливо распахиваются новые двери. Чуть более полугода назад здесь была проведена масштабная реконструкция по программе «Доступная среда в Алтайском крае», которая обошлась бюджету края и района в полтора миллиона рублей.
В светлой и теплой группе меня встретили улыбчивые малыши с любопытными глазами и их приветливый воспитатель Валентина Ивановна Салмина. Ребята, занимавшиеся своими нехитрыми делами, увидев нового человека, сначала с интересом приглядывались, а потом потянулись знакомиться. Вскоре воспитатель позвала их на зарядку. Малышам, у которых что-то не получалось самостоятельно, Валентина Ивановна заботливо помогала. А за завтраком стало понятно, что опекает особенных деток не только воспитатель, но и их сверстники, да и они сами доброжелательно помогают друг другу – принести стульчик, пододвинуть тарелочку с кашей своему соседу по столу для них абсолютно нормально.
Распорядок дня в этой группе такой же, как и в остальных. В первой половине дня в расписании у дошколят помимо игр есть и учебные занятия. Все вместе под руководством своего воспитателя они учатся простым, но таким важным для их развития вещам: знакомятся с окружающим миром, осваивают разные виды творчества. В день моего визита они повторяли, какое сейчас время года за окном и что отличает его от других. Ребята радостно делали свои маленькие открытия: «Осенью холоднее, чем летом!», «Листики стали желтыми!», «А ещё они бывают оранжевыми!». А потом малыши с удовольствием клеили аппликацию осеннего дерева. Каждый из них добавил в общую картину свой штришок. Они создавали ее вместе, так же как и делают все остальное – не делясь на «обычных» и «особенных».
До обеда вместе с воспитателем, помимо «нянечки», в группе неотлучно находится психолог Евгения Васильевна Исаева. Периодически она забирает кого-то из малышей к себе в кабинет на занятия или в комнату психоэмоциональной разгрузки, которые примыкают к группе. Оборудованы эти помещения так же по программе «Доступная среда»: сухой бассейн, разнообразное оборудование для развития мелкой моторики, логические игры и многое другое.
На прогулку я уже отправилась «в паре» – малыши, привыкшие помогать друг другу, взяли шефство и надо мной. Объяснили, что выходить на улицу нужно «паровозиком», который нельзя «ломать», разбегаясь по одному, а после того как все вошли на площадку, надо обязательно закрыть калитку.
На прогулке Валентина Ивановна ещё пристальнее присматривает за своими подопечными. Удивительно, но она без слов умеет угадывать их потребности: малыша, который не может самостоятельно передвигаться на улице, подсаживает за руль деревянной машинки и по его глазам видно, что он буквально светится от удовольствия. Другого садит на качели, при этом контролируя ребят, которые затеяли игру в догонялки.
Работа в инклюзивной группе не только большой труд, но и огромная ответственность, а уж без любви к детям здесь совсем никак – они все чувствуют и отвечают взаимностью.
После прогулки воспитанники группы «Солнышко», как и все малыши детского сада, отправились на обед и полуденный сон. А после хорошего отдыха их вновь ожидали занятия. К ним в гости пришла музыкальный руководитель со своими игрушечными помощниками и провела с детьми творческий урок – вместе они вспомнили песенки, которые учили ранее, поиграли в подвижные игры и даже потанцевали.
День в детском саду пролетел незаметно, и вот уже за детками начали приходить родители. Побеседовав с некоторыми и них, я узнала, что работой группы они очень довольны.
______________________________________________________________________
Валентина Салмина, воспитатель:
Инклюзивную группу посещают 16 малышей в возрасте от 3 до 6 лет – 15 из них с полным днём пребывания. При организации учебного процесса мы учитываем комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих областях (в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития) в соответствии с возрастом и особенностями детей. Ребятам у нас нравится, они с удовольствием посещают группу.
Евгения Исаева, педагог-психолог:
Дети в раннем возрасте обычно не осознают разницу между обычными сверстниками и с особенностями. Они начинают замечать различия к пяти годам, не раньше. Маленькие дети обращают внимание на другие вещи: что кто-то не делится игрушками, кто-то бегает быстрее, у кого-то рыжие волосы. Для них важнее эти признаки.
Воспитываясь вместе, дети без ограничений по здоровью на равных общаются с особенными детками, а, значит, и в будущем они не будут делать различий. Малыши с особенностями здоровья изначально учатся взаимодействовать в коллективе. Инклюзивное образование приносит пользу и тем, и другим.
Ксения Фролова, мама особенного ребенка:
Я рада, что такая группа открылась в детском саду. Пребывание в ней полезно как для особенных деток, так и для малышей без особых потребностей. Они учатся дружить, играть вместе, помогать друг другу, поддерживать как на занятиях, так и в быту.
Своего ребенка я вожу сюда с открытия группы, и могу сказать, что занятия ему очень помогают, способствуют его развитию. Это видно по его речи, рисункам, поделкам.
Ирина Тренчук, мама ребенка без особенностей развития:
Когда появилась возможность привести ребенка в эту группу, у нас не возникло никаких сомнений. Наоборот, я считаю, что дети должны знать, что ребята все разные и кому-то просто требуется повышенная забота и внимание. Они все вместе общаются и играют, а, значит, и в дальнейшем у них сформируется правильное восприятие.
Ирина Лаас
Фото автора