Два года в оккупации. От детских воспоминаний у жительницы Поспелихи Нилы Макаровны Зрожевской наворачиваются слезы — война навсегда оставила в них след


В канун юбилейной годовщины Великой Победы мы отдаем дань уважения, бесконечной благодарности всем тем, кому мы обязаны жизнью под мирным небом, — участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших и ушедших из жизни в послевоенное время фронтовиков, труженикам тыла… Невозможно переоценить вклад каждого из них в победу над фашизмом, посягнувшим на свободу нашей страны и народа. Но к этому огромному испытанию оказались причастны не только взрослые, но и те, кого сегодня мы называем «дети войны».

В детстве одной из моих любимых книг была «Партизанка Лара». Когда она впервые попала мне в руки, я прочла её за одну ночь, не отрываясь. А потом возвращалась к ней еще много раз. В ней не было ни необыкновенных приключений, ни занимательных сцен, ни даже счастливого финала. Только деревенские дети, чье село в годы войны оказалось оккупированным врагами. Поступки и сама жизнь этих девчат и ребят заставляли одновременно и сопереживать, и восхищаться, плакать и радоваться, а потом – много размышлять. Однако, несмотря на то, что в предисловии было обозначено «история основана на реальных событиях», в детстве оставалось ощущение, что такого просто не может быть. 

Почему я вспомнила об этой книге сегодня? Разговор с нашей землячкой, Нилой Макаровной Зрожевской, познавшей в детстве все тяготы военного лихолетья, вновь заставил взять эту книгу в руки. История об оккупированном поселке в Запорожье, услышанная из уст современницы, эхом перекликалась с трагедией с книжных страниц. И детским сомнениям, что все эти события происходили на самом деле, уже не оставалось места…   

Когда пришла война 

В самом начале сороковых небольшой цветущий поселок «Роза» в Запорожье жил своей обычной жизнью, как и тысячи таких же населенных пунктов на территории Советского Союза. Взрослые трудились, дети занимались своими нехитрыми делами – никто не предполагал, что в одночасье все может до неузнаваемости перемениться. 

В этом поселке вместе с родителями, братом и сестрой жила маленькая девочка Нила. Родители ее трудились в колхозе. Отца, который был отличным комбайнером, как раз в начале июня 1941 года, за трудовые достижения должны были наградить поездкой в Москву на ВДНХ. Но ей не суждено было состояться. Вместо этого, спустя считанные дни, отец шестилетней Нилы оказался на передовой, а она сама с остальными домочадцами  на оккупированной врагом территории. Началась война… 

«Млеко, яйки шнель 

Маленькой девчушке было трудно понять, почему в ее родном поселке теперь хозяйничают чужие злые люди, а в домах, помимо этих неприятных квартирантов, поселился леденящий страх, который отчетливо читался на знакомых лицах окружающих. Длилось это все два года, хотя тогда казалось, что гораздо дольше. 

Мать Нилы по-прежнему продолжала работать в колхозе, который оккупанты сохранили. Но теперь в качестве оплаты были не трудодни, а сама жизнь. От голода людей, оказавшихся заложниками в своем же селе, спасала плодородная запорожская земля. Фрукты из своих урожайных садов ели, заготавливали впрок, на тележке возили в город, чтобы обменять на самое необходимое: соль, мыло, спички.  

Но кормить теперь приходилось не только свои семьи, а еще и захватчиков, которые ходили по дворам и командуя на ломанном русском: «Млеко, яйки шнельзабирали у людей продукты. Особенно боялись и не любили сельчане румын и венгров, воевавших на стороне фашистовТе, проходя по поселку, отнимали все, что попадалось на глаза, оставляя за собой пустые дворы. 

В то же время, как сейчас вспоминает Нила Макаровна, среди немцев попадались не чуждые человечности люди. Именно в эти суровые годы она впервые в жизни попробовала торт. Немецкий повар в печке их землянки готовил десерт для какого-то торжества и щедро угостил свежевыпеченным тортом не только детей, но и мать с бабушкой. А немецкий офицер, квартировавший у них, как бы по забывчивости, оставлял в уличном туалете «неслыханные богатства» — то коробок спичек, то кусочек мыла. 

Страшный путь к Днепру 

Хранит память Нилы Макаровны множество воспоминаний об ужасах войны. Словно наяву перед ее глазами и сейчас картина как через все село везли расстреливать людей, стоящих на коленях в телеге, с табличками «Партизан» на груди. Никому не хотелось этого видетьгорько и больно было за тех, кому ничем не могли помочь, но полицай, живший по соседству, выгонял всех из домов и заставлял смотреть. Это был один из жестоких актов устрашения. 

Выжженным отпечатком в памяти нашей землячки страшные события, связанные с отступлением немцев. Понимая, что разгром их неизбежен, фашисты выгнали на улицу всех жителей поселка, подожгли их дома, а затем погнали людей по направлению к Днепру. В колонне были женщины, дети, старики. И, едва поспевая за старшими, маленькая Нила с ужасом слышала разговоры о том, что всех их гонят к реке, чтобы утопить. Оглядываясь назад, девочка видела только полыхавшие избы… 

Жизнь после войны 

Нила Макаровна не знает, что тогда не позволило оккупантам совершить над жителями Розы жестокую расправу. Но, к счастью, все обошлось, и люди вернулись в родные места. А вскоре в поселок пришли и советские войска, переломившие ход войны, и теперь гнавшие захватчиков со своей земли. 

Позже, после долгожданной победы в Великой Отечественной войны, пройдя героический боевой путь до Кенигсберга, вернулся домой отец Нилы. На груди его блестели ордена — Красного Знамени и Красной Звезды.  

Жизнь постепенно вошла в свое русло. Нила Макаровна окончила техникум, заочно получила высшее экономическое образование, вышла замуж за военного и с семьей переехала на Алтай, в Поспелиху, где живет с 1961 года по сей день. Какое-то время наша героиня трудилась в Закотконторе, но большую часть своей трудовой биографии целых 25 лет, ею отдано Мехколонне-14. Эти годы и дружный коллектив Н.Зрожевская вспоминает с большим теплом. 

Вместе с супругом они вырастили двоих сыновей, старший из которых пошел по стопам отца – посвятил себя службе Отечеству но только в качестве военного врача. Сегодня у Нилы Макаровны уже трое взрослых внуков и четверо правнуков. И каждый день она радуется тому, что их детство, в отличие от ее юных лет, проходит под ясным мирным небом. 

 

Ирина Лаас

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Просмотров: 172