IT-эксперты призывают жителей Алтайского края взвешенно относиться к тому, что пишут в мессенджерах и соцсетях


Чтобы выяснить, насколько россияне доверяют различным информационным ресурсам, включая сетевые, АНО «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провел социологический опрос. Своими мнениями поделились больше 3 тысяч человек. Что же выяснилось?

Подавляющее большинство респондентов (97%), в принципе, знакомо с понятием «фейк». Специалисты РОЦИТа считают, что популярности этого слова помогла пандемия. С самого ее начала масса недостоверной информации расходилась по Сети. Причем цена доверия этим сообщениям зачастую была высока: здоровье и даже жизнь. Потому россияне считают фейки реальной угрозой. Впрочем, чаще всего их связывают с политической ситуацией в России и шоу-бизнесом, чуть реже — со здравоохранением, политической ситуацией в мире, экономикой и финансами.

«Фейки, к сожалению, давно стали частью нашей информационной жизни. Фейками чаще становятся сообщения по темам, которые, что называется, на слуху, являются популярными, трендовыми. Причины тоже разные: от дефицита информации у граждан до личной наживы создателей фейков», — объясняет руководитель Центра управления регионом Алтайского края Евгений Нечепуренко.

Главным источником информационного обмана россияне считают онлайн-СМИ (74%). Зато телевидения и традиционной прессы опасаются меньше (64%). Далее по степени опасности следуют социальные сети (38%). При этом в минимальной степени как потенциальный источник фейков воспринимаются мессенджеры, а также друзья, родственники и знакомые (5%).

Руководитель барнаульского интернет-агентства «Альянс+» Виталий Лажинцев считает, что этой лазейкой могут воспользоваться (и пользуются) мошенники. «Наши пользователи по-прежнему легко откликаются на просьбы «разослать всем друзьям немедленно» какой-то волнующий их материал. Многие ненамеренно спамят, рассылая каждый день всем подряд картинки, видеофайлы, мемы в мессенджерах и социальных сетях. Такие невольные распространители, на мой взгляд, представляют целевую аудиторию для мошенников и тех, кто преследует собственные интересы, например намеренно создает панику», — говорит Виталий Лажинцев.

Основатель бутика интернет-решений Tedly, специалист по интернет-коммуникациям Татьяна Сафонова уверена: в нашу жизнь должно прочно войти понятие медиагигиены. Фейки, подобно вирусам, окружают нас, и защищаться от них так же необходимо, как мыть руки и носить маску во время пандемии. «Нельзя быть уверенными, что вы точно сможете отличить фейки — над ними работают команды, их упаковкой занимаются профессионалы. Ищите первоисточник, не верьте сразу, даже если репост сделал ваш друг. Собирайте доказательства и проверяйте автора. Не распространяйте новость дальше, если не уверены хоть в чем-то», — рекомендует Татьяна Сафонова.

Чтобы информационная грамотность стала нормой, необходима системная работа, уверены эксперты. Важную роль могут и должны сыграть специальные организации, особенно центры управления регионами. «В меру своих сил и возможностей ЦУРы будут развенчивать мифы и вбросы, это одна из наших задач. И наши люди становятся все более информационно вооруженными», — подчеркивает руководитель ЦУР Алтайского края Евгений Нечепуренко.

По его мнению, упорная работа в этой сфере может в итоге привести к тому, что фейки исчезнут как явление. Пока этого не произошло, защите информационных прав граждан нужно уделять особое внимание.

Источник

Фото: narasputye.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Просмотров: 98