-
ЦЗН информирует
Единый информационный день: «Новеллы закона о занятости населения»
22 ноября 2024 |Уважаемые соискатели, доводим до Вашего сведения, что с 01.01.2025 вступят в законную силу отдельные нормы законодательства о занятости!
С 1 января 2025 года в полном объему вступает в законную силу Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», начинают действовать новые правила регистрации граждан в целях поиска работы: постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2024 № 1379 «Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину» (далее – Постановление от 16.10.2024 № 1379).
- О вступлении в силу отдельных норм законодательства о занятости
С 1 января 2025 года решение о признании гражданина, ищущего работу, безработным принимается органами службы занятости при условии согласования им индивидуального плана содействия занятости (ст. 23 Закона о занятости № 565-ФЗ).
Расширен перечень отказа в признании безработным (ст. 24 Закона о занятости № 565-ФЗ).
Безработным не может быть признан гражданин:
обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания;
не явившийся без уважительных причин в день, установленный органом службы занятости для формирования и согласования индивидуального плана (за исключением инвалида I или II группы, которому оказывается индивидуальная помощь, и гражданина, в отношении которого организовано бесплатное выездное обслуживание);
не прошедший профилирование в соответствии с использованием ЕЦП в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан;
отказавшийся от согласования индивидуального плана содействия занятости или не направивший информацию о согласовании или об отказе от согласования индивидуального плана в электронной форме с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений портала «Работа в России» (далее – ЕЦП) в срок, установленный органом службы занятости для формирования и согласования индивидуального плана.
Добавлены причины снятия безработных граждан с регистрационного учета (ст. 25 Закона о занятости № 565-ФЗ).
Безработный гражданин снимается с регистрационного учета в одном из следующих случаев:
истечение 12 месяцев для граждан предпенсионного возраста, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, которым установлены особенности назначения пособия по безработице — 18 месяцев; для граждан предпенсионного возраста, которым установлены особенности назначения пособия по безработице – 36 месяцев, с даты признания их безработными;
снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания в субъекте Российской Федерации, в органе службы занятости которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного;
отказ гражданина от согласования изменений индивидуального плана или ненаправление информации о согласовании или об отказе от согласования изменений индивидуального плана в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан;
отказ гражданина от прохождения повторного профилирования.
Внесены изменения в критерии подбора подходящей работы, а именно:
с 1 января 2025 года подбор подходящей работы учитывается с обстоятельствами жизненной ситуации гражданина, ищущего работу, безработного гражданина (ст. 27 Закона о занятости № 565-ФЗ);
гражданам, ищущим работу, вставшим на регистрационный учет в качестве безработных по истечению 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, выдаются предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера, не требующую предварительной подготовки, по истечении полутора месяцев со дня подачи заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (Постановление от 16.10.2024 № 1379).
В соответствии с новым законодательством в сфере занятности граждане, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, а также членам их семей, имеют право на оказание органами службы занятости содействия приоритетному трудоустройству, а также пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование (статьи 30, 35 Закона о занятости № 565-ФЗ).
Расширен перечень уважительных причин неявки в органы службы занятости:
справка о временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет;
документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания и регистрацию гражданина в пункт временного размещения и питания, расположенного на территории другого субъекта Российской Федерации (Постановление от 16.10.2024 № 1379).
- Об изменениях в правилах регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан
2.1. Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы
С 1 января 2025 года вступают в силу новые правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (далее – правила регистрации граждан), а также правила регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением от 16.10.2024 №1379.
Согласно новым правилам регистрации граждан, понятие «резюме» заменено на «анкету», а понятие «государственная услуга по содействию в поиске подходящей работы» на «меру государственной поддержки в сфере занятости населения по содействию гражданам в поиске подходящей работы».
Постановка на регистрационный учет осуществляется ЦЗН на основании заявления о предоставлении меры государственной поддержки в сфере занятости населения по содействию гражданам в поиске подходящей работы (далее — заявление о предоставлении меры поддержки), включая оказание содействия в составлении анкеты (содержащей сведения о себе, в том числе сведения об образовании, о квалификации, об опыте работы и другие сведения, необходимые для поиска работы) в форме электронного документа, направленного с использованием ЕЦП или единого портала (п.1,3 Правил регистрации граждан).
Гражданин, обратившийся в ЦЗН, в день направления заявления о предоставлении меры поддержки проходит профилирование в порядке, предусмотренном Стандартом по профилированию граждан, ищущих работу, безработных граждан.
В соответствии с частью 3 ст. 26 Закона о занятости №565-ФЗ прохождение профилирования является обязательным для гражданина, ищущего работу, указавшего в заявлении о предоставлении меры поддержки, что он претендует на признание его безработным.
В случае направления заявления о предоставлении меры поддержки с использованием единого портала гражданин, обратившийся в ЦЗН, направляет анкету и проходит профилирование с использованием ЕЦП не позднее 3 календарных дней со дня направления заявления о предоставлении меры поддержки. Уведомление о необходимости направления гражданином анкеты и прохождения профилирования в указанный срок направляется гражданину, обратившемуся в ЦЗН, через единый портал в день направления заявления о предоставлении меры поддержки (п.4 Правил регистрации граждан).
Не прохождение профилирования гражданином, обратившимся в ЦЗН и указавшим в заявлении о предоставлении меры поддержки, что претендует на признание его безработным, в установленные сроки является основанием для отказа ЦЗН в принятии заявления о предоставлении меры поддержки (пп. «б» п.12 Правил регистрации граждан).
Существенным дополнением в правилах регистрации граждан является следующее.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, обратившиеся в ЦЗН и указавшие в заявлении о предоставлении меры поддержки, что они претендуют на признание их безработными, — по месту жительства или месту пребывания на территории РФ (п.6 Правил регистрации граждан).
Также правилами регистрации граждан определено, что в случае несоответствия между сведениями, которые ЦЗН получил по системе межведомственного электронного взаимодействия, и сведениями, содержащимися в документах, представленных гражданином в ЦЗН, гражданин, обратившийся в ЦЗН, вправе обратиться в соответствующий орган, предоставляющий государственные слуги, орган, предоставляющий муниципальные услуги, государственный внебюджетный фонд, иной государственный орган, орган местного самоуправления либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации в целях корректировки (уточнения, дополнения) данных сведений (перечень сведений перечислен в приложении №2 к Правилам регистрации граждан).
Дополнен перечень документов, которые гражданин может предоставить в ЦЗН лично (пп. «в», «г», «д», «е» «ж», «з», п.20 Правил регистрации граждан). Это документы, подтверждающие:
сведения о применяемых в отношении гражданина, ищущего работу, мерах по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации;
сведения о нахождении гражданина, ищущего работу, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
сведения о завершении гражданином, ищущим работу, прохождения военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», либо о прекращении действия заключенного им контракта о пребывании в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом «Об обороне»;
сведения об отнесении гражданина, ищущего работу, к членам семей лиц, указанных в пп. «д», в соответствии с п. 5 и 5.1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
отнесение гражданина, ищущего работу, к категории граждан, находящихся под риском увольнения;
сведения о наличии у гражданина, ищущего работу, противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению определенных видов работы.
Формат взаимодействия с гражданином после подачи заявления о предоставлении меры поддержки меняется. В день постановки на регистрационный учет гражданина, ищущего работу и претендующего на признание его безработным, ЦЗН устанавливает такому гражданину дату явки в ЦЗН не позднее 4 дней со дня подачи им заявления о предоставлении меры поддержки для подбора вариантов подходящей работы, а также формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости.
Соответствующее уведомление с указанием даты и времени явки в ЦЗН, правовых последствий в случае неявки без уважительных причин гражданина, ищущего работу и претендующего на признание его безработным, а также уведомление о необходимости представления документов (которые предоставляются лично) в дату явки, направляются ЦЗН такому гражданину в день его постановки на регистрационный учет (п.23 Правил регистрации граждан).
Далее, ЦЗН направляет гражданину, ищущему работу и прошедшему профилирование, с использованием ЕЦП проект индивидуального плана содействия занятости для ознакомления не позднее 3 дней со дня подачи таким гражданином заявления о предоставлении меры поддержки.
Так гражданину, ищущему работу и претендующему на признание его безработным, ЦЗН направляет уведомление, содержащее информацию:
о сроке согласования гражданином, ищущим работу, индивидуального плана содействия занятости или об отказе от его согласования;
о правовых последствиях в случае отказа гражданина, ищущего работу, от согласования индивидуального плана содействия занятости или ненаправления информации о согласовании или об отказе от согласования индивидуального плана содействия занятости;
о праве гражданина, ищущего работу, обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере занятости населения, в связи с его несогласием с содержанием индивидуального плана содействия занятости;
о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений для подбора вариантов подходящей работы, формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости в дату явки.
Гражданину, ищущему работу и не указавшему в заявлении о предоставлении меры поддержки, что он претендует на признание его безработным, ЦЗН направляет уведомление, содержащее информацию:
о сроке согласования индивидуального плана содействия занятости или об отказе от его согласования;
о правовых последствиях в случае отказа гражданина от согласования индивидуального плана содействия занятости или ненаправления информации о согласовании или об отказе от согласования индивидуального плана содействия занятости;
о предложении обратиться в ЦЗН в целях получения консультации по вопросам, связанным с формированием и согласованием индивидуального плана содействия занятости;
о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений;
о праве гражданина, ищущего работу, обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере занятости населения, в связи с его несогласием с содержанием индивидуального плана содействия занятости.
Гражданин, ищущий работу и претендующий на признание его безработным, вправе представить в ЦЗН документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки для подбора вариантов подходящей работы, а также формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости, не позднее 7 дней со дня окончания события, послужившего причиной неявки, за исключением случаев неявки по причине временной нетрудоспособности.
В случае неявки по причине временной нетрудоспособности гражданин, ищущий работу и претендующий на признание его безработным, представляет документ, подтверждающий временную нетрудоспособность, в первый рабочий день, следующий за днем окончания периода временной нетрудоспособности.
Вышеуказанные документы предоставляются гражданином в ЦЗН лично.
Правилами регистрации граждан закреплены сроки для повторного обращения в ЦЗН (п.28 и 29 Правил регистрации граждан)
Гражданин, ищущий работу, которому отказано в признании его безработным, имеет право на повторное обращение в ЦЗН для решения вопроса о признании его безработным не ранее, чем через месяц со дня соответствующего отказа.
Гражданин, ищущий работу, который снят с регистрационного учета в качестве безработного по причине истечения 12 мес. с даты признания безработным (18 мес. для граждан предпенсионного возраста и 36 мес. – для граждан, имеющих продление периода выплаты пособия по безработице за страховой стаж) и который после снятия с регистрационного учета не является занятым, имеет право на обращение в ЦЗН для признания его безработным не ранее чем через три месяца после снятия его с регистрационного учета в качестве безработного.
2.2. Правила регистрации безработных граждан
Важным изменением в Правилах регистрации безработных граждан возможность признания граждан безработными по месту пребывания, а именно:
решение о признании гражданина, ищущего работу, безработным принимается ЦЗН в субъекте РФ, в котором гражданин имеет регистрацию по месту жительства или месту пребывания, не позднее 11-го дня со дня подачи заявления о предоставлении меры поддержки. Указанное решение принимается ЦЗН при условии согласования таким гражданином индивидуального плана содействия занятости и наличии в ЦЗН необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан документов и (или) сведений (п. 5 Правил регистрации безработных граждан).
Заявленные сведения о месте пребывания запрашиваются ЦЗН самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия. Документы, предусмотренные, которые предусмотрено предоставлять лично, представляются гражданином, ищущим работу, в день его явки в ЦЗН (не позднее 4 дней с даты заявления). В случае отсутствия в ЦЗН документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, ЦЗН направляет уведомление о необходимости представления в ЦЗН недостающих документов и (или) сведений.
Дополнены основания для не признания гражданина ищущего работу, безработным (пп. «е», «ж», «з», «и», п. 10 Правил регистрации безработных граждан):
обращение гражданина, ищущего работу, в ЦЗН в субъекте РФ, в котором такой гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания;
непрохождение гражданином, ищущим работу, профилирования с использованием ЕЦП в установленные правилами регистрации граждан сроки;
неявка гражданина, ищущего работу, без уважительных причин в день, установленный ЦЗН для формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости (исключение – инвалиды 1 и 2 гр.);
отказ гражданина, ищущего работу, от согласования индивидуального плана содействия занятости или ненаправление информации о согласовании или об отказе от согласования индивидуального плана содействия занятости в электронной форме с использованием ЕЦП.
В случае обращения в исполнительный орган субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере занятости населения, в связи с разногласиями по содержанию индивидуального плана содействия занятости гражданин, ищущий работу, обязан не позднее дня, следующего за днем получения ответа исполнительного органа субъекта РФ, осуществляющего полномочия в сфере занятости населения, согласовать индивидуальный план содействия занятости или направить отказ в ЦЗН от его согласования в электронной форме с использованием ЕЦП.
При принятии ЦЗН решения об отмене решения об отказе в признании гражданина, ищущего работу, безработным (принятого по причине неявки без уважительных причин в день, установленный ЦЗН для формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости), гражданину, ищущему работу, устанавливается дата явки в ЦЗН не позднее 4 дней со дня принятия решения об отмене решения об отказе в признании гражданина, ищущего работу, безработным (п. 16 Правил регистрации безработных граждан).
Перечень оснований для снятия с регистрационного учета безработных граждан дополнены следующими случаями (пп. «б», «в», «м»,»н» п.20 Правил регистрации безработных граждан):
истечение 12 месяцев (18 мес. — для граждан предпенсионного возраста и 36 мес. – для граждан, имеющих продление периода выплаты пособия по безработице за страховой стаж) с даты признания гражданина безработным;
снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания в субъекте РФ, в ЦЗН которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного;
отказ гражданина от согласования изменений индивидуального плана содействия занятости или ненаправление информации о согласовании или об отказе от согласования изменений индивидуального плана содействия занятости в день явки безработного гражданина в ЦЗН для согласования изменений индивидуального плана содействия занятости или в установленный срок;
отказ гражданина от прохождения повторного профилирования в порядке.
В случае обращения в исполнительный орган субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере занятости населения, в связи с разногласиями по содержанию изменений индивидуального плана содействия занятости безработный гражданин не позднее дня, следующего за днем получения ответа исполнительного органа субъекта РФ, осуществляющего полномочия в сфере занятости населения, обязан согласовать изменения индивидуального плана содействия занятости или направить в ЦЗН отказ от согласования изменений индивидуального плана содействия занятости в электронной форме с использованием ЕЦП.
Правилами регистрации безработных граждан также определен порядок восстановления на регистрационном учете в качестве безработного по новому месту жительства или пребывания в другом субъекте РФ (п.26-29 правил регистрации безработных граждан).
1) Гражданин, который снят с регистрационного учета в качестве безработного (в случае снятия с рег. учета по месту жительства или пребывания в субъекте РФ, в ЦЗН которого был зарегистрирован безработным) не позднее 15 дней со дня снятия его с регистрационного учета в качестве безработного вправе направить заявление о предоставлении меры поддержки с просьбой о восстановлении его на регистрационном учете в качестве безработного по месту жительства или месту пребывания в другом субъекте РФ. Заявление о предоставлении меры поддержки направляется в порядке, предусмотренном Правилами регистрации граждан.
2) ЦЗН, в который гражданин подал заявление о предоставлении меры поддержки с указанием на то, что он претендует на восстановление его на регистрационном учете в качестве безработного, осуществляет постановку такого гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы, а также принимает решение о восстановлении этого гражданина на регистрационном учете в качестве безработного.
3) Постановка гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы является основанием для снятия такого гражданина с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в ЦЗН в субъекте РФ, в котором гражданин был снят с регистрационного учета в качестве безработного.
4) Гражданин восстанавливается на регистрационном учете в качестве безработного со дня подачи им заявления о восстановлении. Период со дня снятия такого гражданина с регистрационного учета в качестве безработного, в случае до дня восстановления его на регистрационном учете в качестве безработного, не засчитывается в период выплаты пособия по безработице.
- Формирование индивидуального плана содействия занятости
Формирование и согласование индивидуального плана содействия занятости, внесение в него изменений осуществляется ЦЗН в отношении гражданина, ищущего работу, гражданина, ищущего работу и претендующего на признание его безработным, безработного гражданина, предоставившего анкету для профилирования.
Главным документом при оказании помощи гражданам в трудоустройстве станет индивидуальный план содействия занятости, который формирует служба занятости по итогам профилирования. Его формирование будет основанием для начисления пособия по безработице, а неисполнение гражданином мероприятий плана – поводом для прекращения выплат.
Индивидуальный план – это сформированная специально под конкретные потребности и обстоятельства гражданина траектория оказания мер государственной поддержки.
3.1. Содержание индивидуального плана содействия занятости
Формируют индивидуальный план содействия занятости (далее — индивидуальный план) в соответствии со структурой, которая включает следующие разделы:
а) раздел 1. «Информация о гражданине», который включает:
фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина;
сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования;
сведения о профильной группе гражданина;
б) раздел 2. «Сведения о подходящей работе», который включает:
сведения об образовании гражданина (вид, уровень);
сведения о профессии, специальности, направлении подготовки, квалификации;
сведения об опыте работы, в том числе по профессии, специальности, направлению подготовки, должности;
сведения о форме занятости и графике работы;
сведения о местонахождении рабочего места и размере заработной платы;
обстоятельства жизненной ситуации гражданина;
сведения о работе, которая может быть предложена гражданину с его согласия, включая:
образование (вид, уровень);
профессию, специальность, направление подготовки, квалификацию;
опыт работы;
форму и тип занятости, график работы;
местонахождение рабочего места;
размер заработной платы;
в) раздел 3. «Перечень мер государственной поддержки в сфере занятости населения, предоставляемых органом службы занятости, с учетом профильной группы гражданина», который включает:
сведения о сервисах, обязательных к предоставлению;
сведения о сервисах, рекомендуемых к предоставлению.
В разделе указываются наименование сервиса, дата и время, форма и место предоставления, ссылка на интернет-мероприятие (при необходимости), комментарии гражданину и фиксируется факт предоставления сервиса;
г) раздел 4. «Личные явки гражданина в центр занятости населения», который включает:
дату;
время;
наименование мероприятия;
место проведения;
факт явки или причину неявки;
д) раздел 5. «Сроки выплаты пособия по безработице», который включает сведения о сроках выплаты пособия по безработице гражданину;
е) раздел 6. «Права и обязанности сторон, ответственность за их неисполнение», который включает:
права и обязанности гражданина;
обязанности специалиста ЦЗН (куратора) и меры ответственности;
ж) контактная информация специалиста ЦЗН (куратора), с указанием контактного номера телефона и адреса электронной почты.
- При формировании индивидуального плана в него включаются:
а) сроки предоставления сервисов, которые предоставляются в рамках меры государственной поддержки в сфере занятости населения;
б) согласованные с гражданином даты обязательных личных явок гражданина в ЦЗН в целях, связанных с предоставлением мер государственной поддержки в сфере занятости населения, в количестве, не превышающем 2 раз в неделю;
в) обязанности гражданина:
выбрать два варианта подходящей работы (для проведения переговоров с работодателем о трудоустройстве) из каждого перечня вариантов подходящей работы, направляемых ему ЦЗН;
направить в ЦЗН с использованием ЕЦП, в том числе через единый портал, ранжированный перечень вариантов подходящей работы, содержащий в том числе информацию о выборе 2 вариантов подходящей работы, в течение 2 рабочих дней со дня получения перечня вариантов подходящей работы;
сформировать в течение 3 рабочих дней со дня получения от ЦЗН уведомления (направления на работу) с использованием ЕЦП отклик на вакансии работодателей по 2 выбранным вариантам подходящей работы, согласовать с работодателем дату и время проведения переговоров о трудоустройстве, а также явиться на переговоры с работодателем в согласованные дату и время.
3.2. Критериями выполнения гражданином индивидуального плана
Критериями выполнения гражданином обязательной части индивидуального плана являются:
а) обращение гражданина за получением мер государственной поддержки в сфере занятости населения (сервисов), предусмотренных обязательной частью индивидуального плана в сроки, установленные указанным планом;
б) получение гражданином результата по мерам государственной поддержки (сервисам) в сфере занятости населения, предусмотренным обязательной частью индивидуального плана, в соответствии со стандартами деятельности органов службы занятости по осуществлению полномочий в сфере занятости населения;
в) выполнение гражданином обязанностей, предусмотренных индивидуальным планом, в том числе явиться в ЦЗН в сроки, установленные индивидуальным планом.
Выполнение гражданином обязательной части индивидуального плана фиксируется на ЕЦП не позднее одного рабочего дня следующего за сроком, установленным указанным планом для получения гражданином соответствующей меры государственной поддержки в сфере занятости населения (сервиса), предусмотренной его обязательной частью и (или) сроком, установленным стандартом деятельности органов службы занятости по осуществлению полномочия в сфере занятости населения, для выполнения гражданином его обязанностей.
При невыполнении гражданином индивидуального плана по уважительным причинам, а также в случае подачи безработным гражданином в ЦЗН заявления о выполнении работ и (или) оказании услуг по договору гражданско-правового характера, ЦЗН вносит изменения в индивидуальный план в отношении сроков предоставления гражданину мер государственной поддержки в сфере занятости населения, включенных в индивидуальный план (пункт 9 Порядка формирования индивидуального плана содействия занятости) и согласования его с гражданином, в том числе в случае внесения в этот план изменений в соответствии с частью 12 статьи 26 Закон о занятости № 565-ФЗ.
Консультации по во вопросам в сфере труда и занятости можно получить в Поспелихинском Центре занятости населения: с.Поспелиха, ул.Вокзальная, д.5, тел.(8 385 56)22329, 20945, 89612301159, эл.почта: pospczn@altszn.ru
Полезную информацию можно посмотреть в нашем телеграм — канале: https://t.me/CZNPospeliha35(Поспелихинского района)