Учащиеся Поспелихинской школы №2 о педагогах – детях войны


Дети военной поры

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война отнимает эту жизнь.

Мой рассказ о Филаковой Марии Александровне. Родилась 7.11.1938 в селе Староалейское Третьяковского района. В семье было трое детей. В 1931 родилась Валя, в 1933 – Петя. Маша была последним ребенком. Первые дни войны помнит плохо. А вот потом воспоминания горькие.

Все жили в нищете и голоде. Хлеба не было совсем. Если в доме появлялась мука, делали затирку, добавляя молоко или воду. Любимым лакомством были галушки, а еще их называли рванцы. Когда чистили картошку, шкурки не выбрасывали, сушили и грызли их , как сухарики. А вместо конфет ели жмых. Мария Александровна вспоминает, что в селе, где она жила, было две школы. Все ребята были одеты очень бедно, кто в чем. У ребят не было обуви. А маленькой Маше бабушка сплела лапотки, и она ходила гордая, что они у нее есть. Пальто не было, и поэтому зимой мама заматывала Машу в бабушкину шаль, вместо рюкзака была сумка, сшитая из старых тряпочек.

Мария Александровна с теплом вспоминает свою первую учительницу, которую эвакуировали из Ленинграда – Пескареву Нину Васильевну. Как она по – доброму относилась к ученикам, как учила их дружбе, любви к Родине, и ненависти к врагу.

 Когда Мария пошла в школу, мама собрала молоко, сметану и поехала в Рубцовск. Там обменяла продукты на букварь. Сколько было радости в доме, а маленькая Маша пошла в школу со своим учебником! Как быстро она научилась читать. Да и училась всегда очень хорошо. Вспоминает, что тетрадей не было, писали на старых газетах, между строк.

Смотрели фильмы о войне всем селом. И однажды посмотрели фильм, в котором партизанку звали Муся. После этого, к Маше так и приросло это имя Муся.

Еще вспоминает, как после войны помогали строить друг другу. А еще Мария Александровна говорит, что если бы не голод, то, наверное, учились бы лучше.

Неприятные воспоминания о тех годах это то, что всех ребят: и мальчишек, и девчонок брили наголо. Родители боялись вшей, так как они были разносчиками страшной болезни – тиф.

Мария Александровна много лет проработала учителем начальных классов. Ее активный образ жизни, культура общения, любовь к детям всегда вызывали уважение коллег и родителей. За профессионализм имеет звание «Учитель — методист».

Детство, опаленное войной

 Если спросить любого человека: «Что такое детство?», то он ответит, что это радость, теплые мамины руки, солнце, игрушки и сладости. Но есть люди, детство которых связано с горечью и болью. Это те, на чью долю в детские годы выпало испытание войной. Война отобрала у тех мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

Хочу рассказать о человеке, имеющем удостоверение «Дети войны», ветеране педагогического труда — Крыловой Людмиле Ивановне.

Родилась 27.11.1938 г в селе Усть-Калманка. Мама была учительницей.

В первый год войны много посевных площадей осталось неубранными, и весной дети собирали колосья. Летом отдыхать было некогда, надо было помогать колхозу и семье. В те времена все ребята работали на прополке, т.е. выдёргивали сорняки на колхозных полях. Осенью занимались в основном сбором колосьев на полях. Было физически тяжело, но никто не бросал, знали, что на фронте тяжелее втройне. Люди работали не покладая рук. Знали, что все это для фронта, все для Победы.

«В наш колхоз Соколовка Поспелихинского района, где мы жили во время войны, — вспоминает Людмила Ивановна, приехали ленинградцы из оккупированного города. Самим нечего было есть, а тут еще полуживые от голода люди.

В нашем колхозе была кошара, где выращивали овец. Но нам, жителям Соколовки, ничего не доставалось: мясо было предназначено для фронта.

Чтобы не умереть с голоду, мы ели хлеб из смеси подсолнечного жмыха и картошки, которую мама запекала в чугуне. И это считалось по тем временам хорошим хлебом. Ржаной я попробовала много позже и не могла понять: что это такое мягкое и очень вкусное?

 Играли мы, ребятишки, вместе с ленинградцами в колхозном летнем коровьем стойле. Это был наш «клуб», в котором мы по очереди пели друг другу песни, рассказывали стихи, плясали».

Людмила Ивановна проработала много лет заместителем директора школы. Её знают как руководителя, беспокойного и неравнодушного, работающего творчески, по самым высоким меркам. За добросовестный труд награждена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР».

Людмила Ивановна гордится тем, что у нее есть удостоверение «Дети войны». В настоящее время, Людмила Ивановна активный участник различных мероприятий. Ей есть чем поделиться с молодым поколением.

Недопекина Дарья, Поспелихинская школа №2

Руководитель: Буравлева Светлана Викторовна

м

м

м

м

У войны не детское лицо.

Губкина Раиса Григорьевна родилась в 1940 году. В семье было семеро детей. Вспоминает , что самим было негде жить и нечего есть, но из Ленинграда была эвакуирована семья — мама и двое детей, которых поселили в их доме. Но, дети были настолько слабые, что через год умерли. Было жалко и страшно.

Ради Победы наш народ шел на большие лишения, стойко переносил все тяготы войны. Жили, конечно, скудно и голодно. Ели лепешки из лебеды и очисток от картошки. Никогда не забыдь вкус супа, который мама варила из картофельной кожуры и отрубей. Собирали пачками щавель на лугах, приносили домой. Иногда находили на полях свеклу, которую нечаянно оставили в земле. Это был праздник. А еще бегали на вокзал и из вагонов вытаскивали жмых. Это была самая лучшая еда на свете, как тогда казалось детям. Маленькая Раиса бегала к маме, которая работала уборщицей на работу, знала, что взрослые , видя маленькую худую девочку, обязательно что – нибудь дадут поесть. Голод, перенесённый во время войны, и до сих пор не позволяет ей выбросить ни крошки хлеба.

«Во время войны в нашей семье было восемь человек. Помню,  что я никак не могла понять, почему  все так плохо, почему постоянно все плачут и почему меня так редко кормят — ведь я всегда очень хотела есть?… Мне было не понять в мои четыре года , что все лишения эти и страдания причиняет война. Помню, что почти не видела старших из своей семьи — все уходили рано утром на работу и возвращались поздно ночью. Хорошо помню свою рваную одежду, которая была похожа на лохмотья. А еще помню свой большой живот,  тонкие руки и ноги. Это я сейчас понимаю, что я страдала рахитом от голода и не я одна…

Мне никогда не забыть тех дней, когда люди бежали на вокзал, узнав, что война, наконец – то ,закончилась. Они с нетерпением ждали эшелоны и плакали. А когда дожидались — плакали снова: кто от счастья, обнимая вернувшегося с фронта своего солдата , а кто от сожаления ,что так и не встретил никого из родных. Но и на следующий день люди бежали к эшелонам с надеждой на чудо…

Вспоминается, как солдаты, приезжали на вокзал. Перрон был усыпан цветами, не пройти. Всем селом ходили на вокзал к поездам с возвращающимися солдатами. Нужно было видеть эти глаза жён, матерей и детей. Спрыгнул солдат и все спрашивали : «Кто?» И однажды так же вернулся и папа Раи.

После войны, несмотря на голод, холод, подорванное здоровье, разруху жители села взялись за работу по восстановлению хозяйства. Трудясь от зари до зари, люди смогли преодолеть трудности, жизнь налаживалась. И  дети, помогали взрослым строить новую послевоенную жизнь.

Раиса Григорьевна вспоминает, как на новый год, вместо елки, они всей семьей украшали веник. И это была самая лучшая елка, потому что под ней лежали подарки.

Самое радостное воспоминание, когда брат привез ей настоящую форму: коричневое платье, черный фартук и ботинки . Она, хоть дело было летом, нарядилась во все это и ходила , гордая, по улице.

Раиса Григорьевна с детства мечтала стать или геологом илиучителем. В школе училась хорошо. В числе лучших учеников была направлена на курсы учителей. Окончив Рубцовское пед.училище работала учителем физкультуры, потом учителем начальных классов. Затем окончила институт и работала учителем истории и обществознания – 30 лет. Общий стаж работы – 39 лет. В 1996 году ушла на заслуженный отдых. Раиса Григорьевна  говорит: «В жизни у меня было 2 принципа : «Если не я – то кто!?»  «Мне до всего есть дело!».

В школе начала писать стихи. Печаталась в сборниках . Выпустила свой собственный сборник.

Петрова Дарья, Поспелихинская школа №2

Руководитель: Буравлева Светлана Викторовна

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Просмотров: 42